Правила феноменологического метода

· Включённое наблюдение состоит в том, что тот, кто его осуществляет, устанавливает человеческий контакт с наблюдаемой группой как с товарищами, “как человек среди людей”. Феноменологически это означает, что он принимает систему релевантностей той группы, в которой проводит свое полевое исследование.

· Беседа как способ выявления представлений о мире, молчаливо принимаемых говорящими как сами собой разумеющиеся.

· Смысловой контекст ситуации: исследование повседневных речевых структур и воплощенного в них «фонового» (имплицитного – неявно выраженного, содержащегося в словах) знания, которое является основой для интерпретации действий и событий, которые попали в фокус внимания человека. Поэтому исходным «эмпирическим материалом», первичными «фактами» для феноменологического социолога является некоторый «текст» как система знаков: лингвистических (речевых), экстралингвистических (звуковых добавок в речи), кинестетических (жестуальных), проксематических (знаковое использование предметов и времени). Поэтому, по выражению Дж.Сэзеса, феноменолог начинает «скорее с того, что видит, чем с того, что думает»: то есть – с наблюдения целостного поведения и всей обстановки, коммуникативной ситуации.

· Триангуляция: процедура выявления содержательной связи между употребляемыми информантами понятиями (объясняющими рационализациями) и тем жизненным смыслом, который они в них вкладывают получила название триангуляция (лат. triangulum – треугольник). Её методическое содержание - уточнения значений, которые придают информанты предметам, о которых высказываются и смысла всего высказывания («текста»); экспликация здравого смысла понятий. При этом социологи сталкиваются с методологической проблемой особого рода, названной А.Сикурелом “парадоксом бесконечной триангуляции”: значения и смыслы можно прояснять до бесконечности. Обретение понимания таким образом является бесконечным процессом, поэтому социальный ученый должен сознавать, что его научные открытия являются временными, относительными истинами, зависящими от способов интерпретации, которые впоследствии могут быть изменены. Феноменология социального мира не претендует на окончательное понимание своих предметов.

· Релевантность: социологические объяснения, теоретические конструкции должны соответствовать структуре жизненного мира информантов, т.е. быть релевантными.

Постулатами (требованиями) релевантности социологического исследования являются:

Ø Постулат адекватности. Он требует, чтобы каждый термин в научной модели человеческого действия был определен в терминах здравого смысла повседневной жизни. Постулат адекватности гарантирует согласованность конструктов социальных ученых с понятиями жизненного мира и здравого смысла.

Ø Постулат субъективной интерпретируемости. Он требует, чтобы понятия, которые использует социолог для описания типов действия и мотиваций имели референцию (были предметно представлены) в жизненном мире тех субъектов, действия которых типизируются. Люди, действия которых типизируются (обобщаются как некоторые типовые действия) должны понимать содержание этих типизаций, т.е. могли бы проинтерпретировать (рассказать, пояснить, привести пример) суть, содержание названного типа. Типизации должны иметь субъективный смысл.

Ø Постулат логической последовательности (внутренней согласованности). Он гласит, что система типических конструктов должна быть выстроена в соответствии с правилами формальной логики. Строго логический характер модельных построений является одной из наиболее важных черт, отличающих конструкты научного мышления от объектов здравого смысла.

Тема 8. Девиантное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: