Непотопляемость

Непотопляемостью называется способность поврежденного судна сохранять плавучесть и остойчивость, а в ограниченной степени - и другие мореходные качества при затоплении одного или нескольких отсеков.

Большой вклад в развитие учения о непотопляемости кораблей внесли российский адмирал С.О. Макаров, академик А.Н. Крылов и др.

Непотопляемость очень важна с точки зрения безопасности судна, его экипажа и груза при возможных авариях. Она обеспечивается следующими факторами:

1) расстановкой достаточного количества водонепроницаемых поперечных переборок, подразделяющих корпус на изолированные отсеки;

2) назначением каждому судну определенной высоты надводного борта, что гарантирует необходимый запас плавучести, расходуемый при поступлении воды в затопленный отсек;

3) устройством двойного (редко - тройного) дна, а иногда и двойных бортов, что уменьшает количество влившейся воды при неглубоких пробоинах;

4) устройством специальных переточных каналов (например, балластных трубопроводов), позволяющих избежать несимметричного затопления и возникновения опасного крена.

Правила Регистра (и других классификационных обществ) регламентируют количество поперечных переборок в зависимости от длины судна. Непотопляемость у транспортных судов должна обеспечиваться при затоплении одного любого отсека, а у крупных пассажирских, промысловых и т.п. судов - любых двух (иногда трех) смежных отсеков. В настоящее время принят вероятностный критерий непотопляемости, когда предельное количество затапливаемых отсеков задается не прямо, а через «фактор деления», причем он может соответствовать дробному количеству отсеков. После затопления посадка судна должна быть такой, чтобы в воду не вошла так называемая «предельная линия погружения», расположенная на 76 мм ниже палубы переборок (это не всегда самая верхняя палуба многопалубного судна) у борта, а угол крена не превышал 150, чтобы можно было спустить на воду спасательные шлюпки. Правила регламентируют состояние судна как после аварии (затопления отсека), так и после принятия мер по борьбе за живучесть. Одна из таких мер - контрзатопление отсеков (на противоположном борту и в противоположной оконечности). Международная конвенция по охране человеческой жизни на море предъявляет требования к непотопляемости пассажирских и некоторых грузовых судов. Заметим, что во всех случаях непотопляемость обеспечивается при некотором расчетном повреждении, а не при любой аварии, связанной с затоплением отсеков. Если размер пробоины превысит расчетное значение, судно может затонуть.

Расчеты непотопляемости и требования к ней у боевых кораблей и подводных лодок (ПЛ) отличаются некоторой спецификой. У надводных кораблей затопление отсеков может быть связано не с аварией, а с боевыми повреждениями, которые, в принципе, считаются нормой. Размеры повреждений могут быть больше, чем у гражданского судна. Более того, выполняются расчеты и для судна с оторванной оконечностью. У ПЛ различают надводную и подводную непотопляемость. Под водой ПЛ имеет нулевую плавучесть, так что она может всплыть, только продув некоторые цистерны главного балласта (ЦГБ), для чего нужно иметь запас сжатого воздуха (или другого средства, обеспечивающего удаление воды из ЦГБ).

Гибель судна при получении пробоины может происходить от разных причин, основными из которых являются потеря плавучести и остойчивости. Затопление от потери плавучести происходит постепенно, обычно в течение нескольких часов. За это время можно принять некоторые меры по борьбе за живучесть, спасти людей с помощью шлюпок. При потере остойчивости судно может опрокинуться практически мгновенно - в течение нескольких секунд или минут, за которые не успеют даже подать сигнал бедствия. Поэтому обеспечению аварийной остойчивости придается большое значение. Считается, что судно должно тонуть, не опрокидываясь.

Расчеты непотопляемости ведутся одним из двух методов: приема груза, когда вода, влившаяся внутрь корпуса, рассматривается как принятый груз, и постоянного водоизмещения, когда объем затопленного отсека и площадь ватерлинии в нем исключаются из соответствующих характеристик судна. Выбор метода практически определяется категорией затопленного отсека (сообщается он с забортной водой или нет, имеется ли в нем свободная поверхность).

Безопасность судна при аварии зависит не только от конструктивных мер, принятых при проектировании. Не менее важны организационно-технические мероприятия, которые должны проводиться на судне. Они включают систематическую учебу личного состава, содержание в исправном состоянии всех водонепроницаемых закрытий, периодическую проверку герметичности водонепроницаемых отсеков, строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких грузов, поддержание в работоспособном состоянии всех средств борьбы за живучесть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: