Якорное устройство. Якорное устройство предназначено для удержания судна в заданном (как правило, неглубоком) районе моря (на рейде

Якорное устройство предназначено для удержания судна в заданном (как правило, неглубоком) районе моря (на рейде, в открытом море, в ледовых условиях и др.) при действии внешних сил, обусловленных ветром, течением и волнением. Каждое якорное устройство судна включает следующие основные элементы: якоря, якорные цепи (тросы), якорные механизмы, якорные клюзы, стопоры, цепные ящики, цепные трубы, устройства для крепления коренного конца якорной цепи.

Якорь служит для крепления якорной цепи к грунту. Различают якоря становые - для удержания судна в заданном месте - и вспомогательные - для удержания судна в заданном положении при одновременном использовании станового якоря.

По конструкции различают якоря безрогие, однорогие (однолапые), двурогие и многолапые. К безрогим якорям относятся «мертвые» (например, грибовидные), которые используют для закрепления плавучих маяков, швартовных рейдовых бочек и других плавучих сооружений. Доковый и ледовый якоря составляют группу однорогих якорей. Наибольшее распространение получили двурогие якоря. Они делятся на несколько типов: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой (адмиралтейский); втяжные бесштоковые якоря (Холла, Гудзона); якоря втяжные со штоком и без штока, обладающие повышенной держащей силой (Матросова). Основными элементами этих якорей являются веретено и рога (лапы). Якоря со штоком обладают большой держащей силой, но шток затрудняет уборку и отдачу якоря.Многолапые якоря в морской практике используются редко, в основном на малых судах и баржах.

Якорная цепь состоит из отдельных участков длиной 25 – 27 м, называемых смычками. Якорные цепи в походном положении хранят в цепных ящиках. Якорные тросы изготавливаются стальными или синтетическими.

Якорные клюзы служат для обеспечения беспрепятственного прохода якорной цепи через корпусные конструкции и для размещения якоря по-походному.

Якорные стопоры в зависимости от выполняемых функций делят на вспомогательные (стояночные) и стопоры для крепления якоря по-походному. Вспомогательные стопоры предотвращают передачу усилий на якорные механизмы при маневрировании стоящего на якоре судна, при ремонте якорных механизмов или цепи. К вспомогательным стопорам относятся: винтовой фрикционный и закладной. Для крепления якоря по-походному и обеспечения его плотного прилегания к клюзу применяют цепной стопор, в состав которого входят талреп и глаголь-гак. Концы стопора крепятся к палубным обухам.

В качестве якорных механизмов на морских судах применяются брашпили и шпили. Основным элементом якорного механизма, работающего с цепью, является барабан - звездочка. У брашпиля ось звездочки расположена горизонтально, а у шпиля - вертикально. Брашпили предназначены для обслуживания одновременно цепей левого и правого бортов, шпиль - для работы только с одной цепью. Механизм шпиля обычно разделен на две части, одна из которых, состоящая из звездочки и швартовного барабана, располагается над палубой, а вторая, включающая редуктор и двигатель, - под палубой. Брашпили и шпили имеют электрический, электрогидравлический или паровой привод.

При стоянках на глубинах свыше 200 м применяют глубоководные якорные устройства. В них используют якоря повышенной держащей силы (например, адмиралтейские), а вместо цепей - стальные тросы. Подъем и опускание якорей осуществляется с помощью якорных лебедок. Глубоководные якорные устройства устанавливают на океанографических, научно-исследовательских, буровых судах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: