Контроль уплаты НДС осуществляется в ходе камеральных (на основании поданной декларации посредством анализа ее данных) и выездных налоговых проверок.
До начала выездной налоговой проверки проводится подготовительная работа, в процессе которой анализируются сведения из документов по исчислению НДС, представленных плательщиком в налоговый орган, а именно:
- структура налоговой базы и применяемые субъектом предпринимательской деятельности ставки НДС;
- при применении плательщиком нулевой ставки — документы (реестры), подтверждающие право на льготу;
- данные по применяемым плательщиком льготам по НДС, а также отсрочкам уплаты налога, налоговым кредитам.
В процессе подготовительной работы проверяющие обязаны:
1) проанализировать налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерские балансы, представленные в инспекцию МНС плательщиком, с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово-хозяйственной деятельности плательщика, в том числе динамике по отчетным периодам;
|
|
2) проверить обоснованность применения льгот, нулевых ставок по НДС, а также отсутствие арифметических ошибок в налоговых декларациях (расчетах), представленных плательщиком;
3) изучить предыдущие акты проверок в целях ознакомления с установленными ранее нарушениями налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком (иным обязанным лицом) требований налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений;
4) усвоить нормативные правовые акты по организации хозяйственной деятельности, бухгалтерского и (или) налогового учета, определению размеров объектов налогообложения и исчислению НДС, связанных с конкретной деятельностью проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной сфере деятельности;
5) изучить в налоговом органе ответы и разъяснения, направленные в адрес плательщика, в связи с поступавшими от него запросами;
6) произвести выборку сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе об операциях плательщика, подлежащего проверке (АРМ "Таможня" и др.);
7) выяснить по данным Государственного реестра плательщиков сведения об организациях, учредителем (собственником) имущества которых являются плательщик, подлежащий проверке, или учредители имущества плательщика — организации;
8) информировать плательщика письменно либо по телефону о дате начала назначенной плановой выездной проверки и сообщить ему, что он до начала проверки имеет право представить уточненные расчеты по налогам.
|
|
В период подготовки проверяющим оформляется предписание на проведение проверки, подписываемое руководителем или уполномоченным заместителем налогового органа.
Далее на основании анализа вышеуказанных источников на этапе планирования проверяющим разрабатываются программа проверки, предусматривающая дополнительный перечень вопросов специфических для определения правильности исчисления НДС, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке, который утверждается лицом, назначившим проверку.
На предварительном этапе выясняются:
1) виды деятельности, осуществляемые субъектом;
2) виды выпускаемой продукции и рынки сбыта;
3) наличие операций по внешнеэкономической деятельности;
4) другие факторы, влияющие на организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;
5) изучается политика распределения налоговых вычетов, принятая предприятием, и учетная политика в части отражения выручки от реализации продукции.
На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучаются:
- система организации бухгалтерского и налогового учета проверяемого субъекта;
- внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета;
- особенности ведения бухгалтерского учета, его организационные и технические аспекты;
- порядок отражения выручки от реализации, оговоренный в приказе плательщика о применяемой им учетной политике;
- порядок и способы определения налоговых вычетов, оговоренные в учетной политике по налоговому учету.
Устанавливаются наличие книги покупок и соответствиепорядка ее ведения требованиям, предъявляемым законодательством Республики Беларусь.
В состав первичных документов, форма и порядок приобретения которых установлены законодательными актами, включаются:
- товарно-транспортная накладная (типовая форма ТТН-1)
- товарная накладная (типовая форма ТН-2),
- приходный кассовый ордер (форма КО-1)
По всем перечисленным бланкам первичных учетных документов информацию о получателе конкретного номера, серии (по некоторым бланкам и кода) бланка можно получить из следующих источников:
• на сайте в сети Интернет (https://blank.bisc.by). Для формирования запроса необходимо знать код, номер, серию бланка;
• в организациях, уполномоченных реализовывать бланки первичных учетных документов (Белбланкавыд, Информационно-издательский центр по налогам и сборам).
При проверке правильности исчисления и уплаты НДС выполняются следующие шаги: