Налог на добавленную стоимость и особенности контроля его уплаты

Контроль уплаты НДС осуществляется в ходе камеральных (на основании поданной декларации посредством анализа ее данных) и выездных налоговых проверок.

До начала выездной налоговой проверки проводится подго­товительная работа, в процессе которой анализируются сведе­ния из документов по исчислению НДС, представленных пла­тельщиком в налоговый орган, а именно:

- структура налоговой базы и применяемые субъектом пред­принимательской деятельности ставки НДС;

- при применении плательщиком нулевой ставки — доку­менты (реестры), подтверждающие право на льготу;

- данные по применяемым плательщиком льготам по НДС, а также отсрочкам уплаты налога, налоговым кредитам.

В процессе подготовительной работы проверяющие обязаны:

1) проанализировать налоговые декларации (расчеты) и бух­галтерские балансы, представленные в инспекцию МНС плательщиком, с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными по­казателями финансово-хозяйственной деятельности платель­щика, в том числе динамике по отчет­ным периодам;

2) проверить обоснованность применения льгот, нулевых ставок по НДС, а также отсутствие арифметических ошибок в налоговых декларациях (расчетах), представленных платель­щиком;

3) изучить предыдущие акты проверок в целях ознакомле­ния с установленными ранее нарушениями налогового законо­дательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком (иным обязанным лицом) требований налого­вых органов по устранению выявленных ранее нарушений;

4) усвоить нормативные правовые акты по организации хо­зяйственной деятельности, бухгалтерского и (или) налогового учета, определению размеров объектов налогообложения и ис­числению НДС, связанных с конкретной деятельностью прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), а также типич­ные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной сфе­ре деятельности;

5) изучить в налоговом органе ответы и разъяснения, на­правленные в адрес плательщика, в связи с поступавшими от него запросами;

6) произвести выборку сведений в базах данных, имеющих­ся в налоговом органе об операциях плательщика, подлежаще­го проверке (АРМ "Таможня" и др.);

7) выяснить по данным Государственного реестра платель­щиков сведения об организациях, учре­дителем (собственником) имущества которых являются пла­тельщик, подлежащий проверке, или уч­редители имущества плательщика — организации;

8) информировать плательщика письменно либо по телефону о дате начала наз­наченной плановой выездной проверки и сообщить ему, что он до начала проверки имеет право представить уточненные расче­ты по налогам.

В период подготовки проверяющим оформляется предписание на проведение проверки, подпи­сываемое руководителем или уполномоченным заместителем налогового органа.

Далее на основании анализа вышеуказанных источников на эта­пе планирования проверяющим разрабатываются программа проверки, предусматривающая дополнительный перечень вопросов специфических для определения правильности исчисления НДС, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке, который утверждается лицом, назначившим проверку.

На предварительном этапе выясняются:

1) виды деятельности, осуществляемые субъектом;

2) виды выпускаемой продукции и рынки сбыта;

3) наличие операций по внешнеэкономической дея­тельности;

4) другие факторы, влияющие на организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;

5) изучается политика распределе­ния налоговых вычетов, принятая предприятием, и учетная по­литика в части отражения выручки от реализации продукции.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучаются:

- система организации бухгалтерского и налогового учета проверяемого субъекта;

- внутренние правила доку­ментирования операций и документооборота, порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета;

- особенности ведения бухгалтерского учета, его организационные и технические аспекты;

- порядок отражения выручки от реализации, оговоренный в приказе плательщика о применяемой им учетной политике;

- порядок и способы определения налоговых вычетов, оговоренные в учетной политике по налоговому учету.

Устанавливаются наличие книги покупок и соответствиепорядка ее ведения требованиям, предъявляемым законодательством Республики Беларусь.

В состав первичных документов, форма и порядок приобретения которых установлены законодательными актами, включаются:

- товарно-транспортная накладная (типовая форма ТТН-1)

- товарная накладная (типовая форма ТН-2),

- приходный кассовый ордер (форма КО-1)

По всем перечисленным бланкам первичных учетных доку­ментов информацию о получателе конкретного номера, серии (по некоторым бланкам и кода) бланка можно получить из сле­дующих источников:

• на сайте в сети Интернет (https://blank.bisc.by). Для форми­рования запроса необходимо знать код, номер, серию бланка;

• в организациях, уполномоченных реализовывать бланки первичных учетных документов (Белбланкавыд, Информационно-издательский центр по налогам и сборам).

При проверке правильности исчисления и уплаты НДС выполняются следующие шаги:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: