Выдача преступников в странах европейско-континентального права

Основу европейско-континентальной системы выдачи составляет Европейская Конвенция о выдаче 1957 года. Во взаимоотношениях государств-участников конвенции, конвенция по общему правилу заменяет положения любых двухсторонних и многосторонних договоров о выдаче, а также применяется между собой участниками не имеющих данных договоров. Таким образом Европейская Конвенция допускает использование государствами-участниками не положений договоров, а собственного единообразного законодательства, но с обязательным уведомлением об этом генерального секретаря Совета Европы. Порядок и условия выдачи в соответствии с Конвенцией основаны на действиях нескольких принципов:

1. Для выдачи необходимо чтобы совершенное преступление было экстрадиционным, то есть она входила в перечень преступлений, за совершение которых можно обращаться с просьбой о выдаче. Это означает по общему правилу, что выдача может быть осуществлена, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос законодательства запрашивающей и запрашиваемой стороны предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.

2. Наличие двойной преступности деяния. Этот принцип исходит из международного уголовного права.

3. При выдаче обязательно условие специализации или конкретности, то есть уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношения которого состоялась к выдаче.

Помимо данных принципов Конвенцией предусматриваются ограничения экстрадиции по следующим признакам:

1. В случае политического характера преступления

2. По военным и финансовым преступлениям, то есть преступления связанным с валютой, налогами, таможенными сборами и так далее

3. Преследование осуществляется по дискриминационному признаку

4. По истечению сроков давности

5. По месту совершения преступления

6. По возможности применения к выдаваемому лицу наказания в виде смертной казни.

Этот перечень открытый и рассматривается каждый раз индивидуально.

Конвенция не содержит абсолютного запрета выдачи преступника за преступление наказанием, за которое может быть смертная казнь, но если преступление в связи с которым поступил запрос о выдаче наказуемо в запрашивающей стороне смертной казнью, а в запрашиваемой стороне этот вид наказания не предусмотрен или не приводится в исполнение, то в выдаче может быть оказано, за исключением случаев, когда запрашивающая сторона предоставит гарантии, что в случае выдачи этот вид наказания к выданному лицу применяться не будет.

Государство в силу Европейской Конвенции может отказать в выдаче собственных граждан, но при этом по просьбе запрашивающей стороны против него должно быть возбуждено уголовное преследование. В выдаче также может быть отказано, если преступление в связи с которым поступил запрос о выдаче полностью или частично совершено на территории запрашиваемой стороны, а также когда компетентные органы запрашиваемой стороны уже осуществляют судебное разбирательство относительно преступления, по поводу которого поступил запрос. Также не выдается лицо при наличии не убедительности доказательств, либо их недостаточности относительно причастности запрашиваемого лица к совершению преступления в отношении которого поступил запрос.

Типовой договор о выдаче Генеральной Ассамблеи ООН содержит примерно те же самые условия, хотя и несколько отличаются от Конвенции.

1. Относительно экстрадиционного преступления. По типовому договору оно должно наказываться не менее 2х лет тюремного заключения. Если просьба о выдаче касается разыскиваемого лица для исполнения приговора о тюремном заключении, то выдача может быть, если до окончания срока наказания остается не менее 4х месяцев.

2. Отличия есть и в определении преступности деяния. При подобном определении не имеет значения:

a. Относится ли деяние в соответствии с законодательством сторон к аналогичной категории правонарушений или обозначается ли данное правонарушение аналогичным термином.

b. Различается ли в соответствии с законодательством сторон составляющие элементы данного правонарушения.

3. Если выдача осуществляется в соответствии с нарушением какого-либо закона о налогообложении, таможенных пошлин, валютного контроля, то в выдаче не может быть отказано даже на том основании, что в законодательстве запрашиваемого государства не содержится аналогичного налога, таможенных пошлин и так далее.

Несмотря на различия в правовых системах стран общего права и европейско-континентального права сформулирована общая норма для обеих систем выдачи, что выдача возможна при представлении гарантий, что выданному лицу будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод личности. Кроме того в последнее время наблюдается тенденция в изменении понятия политического преступления, то есть конвенционные нормы в связи с распространенностью преступлений террористического характера, а также увеличением преступлений вооруженных преступлений международного характера, специально оговаривают, что подобные преступления даже имеющие политический характер относятся к экстрадиционным. Обязательной выдаче подлежат также лица совершившие преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, экстрадиционными являются преступления, относящиеся к юрисдикции международного уголовного суда. Это геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: