На сумму отрицательной курсовой разницы

На сумму положительной курсовой разницы

На поступление от иностранного учредителя денежных средств

Дебет счета 52 «Валютные счета».

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями».

Кредит счета 83 «Добавочный капитал»

Дебет счета 83 «Добавочный капитал.

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Данный порядок списания разницы в ценах и курсовой оценки позволяет не менять доли учредителей в уставном капитале, оговоренной в учредительных документах.

Переданное в пользование и управление организации имущество, право собственности на которое остается у акционеров и вкладчиков, оценивают по величине арендной платы за переданное имущество, исчисленной на весь срок использования данного имущества в организации, но не более срока ее существования.

Увеличение или уменьшение уставного капитала организации может быть осуществлено только по решению учредителей после внесения соответствующих изменений в устав организации и другие учредительные документы.

При увеличении уставного капитала кредитуют счет 80 и дебетуют счета учета источников увеличения уставного капитала: 83, 84,75 и другие счета источников увеличения уставного капитала.

При уменьшении уставного капитала дебетуют счет 80 и кредитуют счета тех объектов учета, на которые списывается соответствующая часть уставного капитала: 75, 81 и другие счета.

Аналитический учет по счету 80 должен обеспечить информацию по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. По своему усмотрению его могут создавать и другие организации.

Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для других целей.

Размер резервного капитала определяется уставом организации. В акционерных обществах он не может быть менее 15% от уставного капитала, а на совместных предприятиях — 25% от уставного капитала. Отчисления в резервный капитал акционерных обществ и совместных предприятий в пределах указанных ограничений (соответственно 15 и 25% уставного капитала) производятся за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом сумма отчислений в резервный капитал и другие аналогичные по назначению фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли организации.

Резервный капитал остальных организаций создается за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет 82 «Резервный капитал».

Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счета 82 «Резервный капитал» и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Использование резервного капитала отражается по дебету счета 82 «Резервный капитал» и кредиту счетов — потребителей резервного капитала:

счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы, направляемые на покрытие убытка за отчетный год;

счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на погашение об­лигаций акционерного общества.

Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе на:

- покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счет 84)

- выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75);

- увеличение уставного капитала (кредитуют счет 80);

- покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуются счета расходов).

При журнально-ордерной форме учета синтетический и аналитический учет резервного капитала осуществляют в журнале-ордере № 12. В данном отчетном регистре на основании данных из других учетных регистров и документов первичного учета отражают операции по образованию, пополнению и использованию резервного капитала. На оборотной стороне журнала-ордера приведены аналитические данные по направлениям использования капитала и о его остатках на начало и конец месяца. Эти данные используют при составлении отчета о движении капитала.

Добавочный капитал, в отличие от уставного, не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Он показывает общую собственность всех участников.

Добавочный капитал складывается из следующих составляющих:

эмиссионный доход, возникающий при реализации акций по цене, которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссии акций;

прирост стоимости имущества по переоценке;

курсовые разницы, образовавшиеся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 "Добавочный капитал". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

83-1 "Прирост стоимости имущества по переоценке";

83-2 "Эмиссионный доход";

83-3 "Курсовые разницы" и др.

При переоценке имущества его стоимость может увеличиваться или уменьшаться. Увеличение стоимости имущества при переоценке внеоборотных активов отражается по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 83 "Добавочный капитал". Уменьшение стоимости внеоборотных активов при переоценке, осуществляемой за счет добавочного капитала, отражается по дебету счета 83 и кредиту счетов по учету имущества (01).

Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учета имущества (счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.) и кредиту счета 83.

Положительные курсовые разницы, возникающие по валюте и валютным ценностям, вносимым в счет вкладов в уставный капитал, отражают по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 83, а отрицательные курсовые разницы - по дебету счета 83 и кредиту счета 75.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на:

увеличение уставного капитала (дебетуют счет 83 и кредитуют счет 80 "Уставный капитал");

погашение снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счет 83, кредитуют счета учета внеоборотных активов);

распределение между учредителями организации (дебет счета 83, кредит счета 75 "Расчеты с учредителями") и т.п.

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств.


23.Учетная политика: цель, принципы формирования, порядок утверждения и внесения изменений.

Учетная политика - это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.

Во всех случаях учетная политика организации должна отвечать принципам ведения бухгалтерского учета:

- полнота

- своевременность

- осмотрительность

- приоритет содержания перед формой

- непротиворечивость

- рациональность.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета организация выбирает один способ из нескольких, допускаемых законодательством.

Организация имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодологическими подходами и действующими Положениями по бухгалтерскому учету. Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную политику, рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от принятых в других организациях.

Учетная политика разрабатывается специалистами организации, утверждается приказом руководителя организации. Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер.

Содержание приказа по учетной политике включает в себя две группы вопросов:

1. Организационно-технические – рабочий план счетов, формы используемых первичных документов, график документооборота, выбор формы бухгалтерского учета и технологии обработки учетной информации, номенклатура учета товарно-материальных ценностей и др.

2. Методические – в данном разделе отражаются основные вопросы учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета:

- выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров

- порядок начисления амортизации основных средств, нематериальных активов

- установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, товаров

- порядок учета и распределения косвенных расходов

- правила оценки незавершенного производства

- перечень создаваемых резервов и порядок их формирования

- и др.

Изменения в учетную политику могут вноситься в следующих случаях:

- реорганизация – слияние, разделение, присоединение

- смена собственников организации

- изменение нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету

- разработка новых способов ведения учета

- в других случаях существенного изменения условий деятельности организации.

Изменения должны быть обоснованными и оформленными в порядке, аналогичном утверждению учетной политики.

Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на первое число месяца, с которого применяются изменения.

Как правило, такие изменения вводятся в действие с начала следующего года, о существенных изменениях учетной политики раскрывается информация в пояснительной записке годового отчета.


24. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Общие положения. Указанная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Она определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования и ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники.

Концепция призвана:

- обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

- быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

- способствовать принятию решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;

- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.

1 июля 2004 г. одобрена приказом Минфина РФ от N 180 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Реализация Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции.

2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.


25.Сводная (консолидированная) отчетность, целевая направленность и особенности составления.

В соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории России и за ее пределами

Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражаюших финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность в следующих случаях:

1. если головная организация обладает более 50% голосующих акций АО или более 50% уставного капитала ООО

2. если головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором

3. при наличии у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ 4/99, по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности

До составления сводной отчетности выверяют и урегулируют все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации с дочерними и зависимыми обществами, а также между дочерними и зависимыми обществами

Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления возможности определять решения, принимаемые дочерними обществами, а показатели отчетности зависимых обществ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли Уставном капитале зависимого общества

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации (руководителем централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет)

По решению участников Группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей учета имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации, дочерних и зависимых обществ.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ» за исключением рассмотренных далее случаев.

В сводный бухгалтерский баланс не включаются:

1) финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации,

2) показатели дебиторской и кредиторской задолженности между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

3) прибыль и убытки от операций между головной организацией и ими обществами, а также между дочерними обществами;

4) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также головной организацией своим дочерним обществам.

В сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

1) выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

2) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также головной организацией дочерним обществам;

3) любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

4) финансовый результат дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности Группы, когда головная организация имеет 50% и ниже голосующих акций в АО или 50% и ниже уставного капитала в ООО. В этом случае финансовый результат деятельности дочернего общества в части доходов и расходов для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяется исходя из Доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте пересчитываются в валюту Российской Федерации — рубли.


26.Отчет о прибылях и убытках: цели, значение и порядок построения.

Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Этот отчет должен дать полную и достоверную информацию о деятельности организации. Такой подход к отчету соответствует Принципам подготовки и составления финансовой отчетности (МСФО).

Финансовый результат отражается в балансе и в форме № 2. В балансе определяется наращение собственного капитала за отчетный период. Оно равно прибыли, полученной предприятием (кроме дополнительных взносов собственников). Такое наращение собственного капитала получило название экономической прибыли.

В форме № 2 финансовый результат определяется как разница между суммой доходов и расходов отчетного периода. Это понятие бухгалтерской прибыли. Любые расхождения между экономической и бухгалтерской прибылью должны стать объектом тщательного анализа как для бухгалтеров, так и для аудиторов.

В соответствии с НК РФ и нормативных актов по бухгалтерскому учету указано, что каждый хозяйствующий субъект должен составить отчет о прибылях и убытках с тем, чтобы получить данные о соотношении доходов и расходов.

Доходы и расходы в соответствии принципом начисления относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от времени оплаты.

Принцип начисления позволяет сблизить во времени сопоставление доходов и затрат, более точно представить результаты коммерческих и финансовых операций.

При невозможности получения части дебиторской задолженности следует провести ее корректировку путем начисления резерва сомнительных долгов (сч. 63).

При составлении формы № 2 следует исходить из следующих принципов:

1. недопущение взаимозачета статей доходов и расходов

2. детализация доходов и расходов по видам (по обычным видам деятельности, прочие, чрезвычайные)

3. детализация затрат по функциям управления – производство, управление и сбыт

4. отражение возникших в отчетном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчетному периоду

5. разделение финансового результата на результат от основной и прочей деятельности.

В отчете о прибылях и убытках отражаются:

1. Выручка от реализации без НДС, акцизов, налогов и обязательных платежей (выручка-нетто)

2. Себестоимость продукции, работ, услуг, товаров

3. Коммерческие расходы

4. Управленческие расходы (при их списании на реализацию Д-т 90 К-т 26)

5. Проценты к получению и уплате - проценты по векселям, депозитам, облигациям, займам

6. Доходы от участия в других организациях - дивиденды по акциям

7. Прочие доходы и расходы - по реализации основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов, доходы по аренде, курсовые разницы, списание кредиторской задолженности по истечении сроков исковой давности; поступление дебиторской задолженности, ранее списанной в убыток; штрафы, пени, неустойки полученные; излишки по инвентаризации; прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году, убытки по уценке готовой продукции, запасов, товаров по установленному порядку; убытки от списания дебиторской задолженности по истечении сроков исковой давности; уплаченные пени, штрафы, неустойки по хозяйственным договорам; убытки прошлых лет. выявленные в отчетном году; судебные издержки; убытки от хищений. если виновные по решению суда не установлены.


  1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения признаётся реализация организацией товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретённых на стороне подлежит налогообложению.

По окончанию налогового периода организация предоставляет декларацию по налогу на добавленную стоимость в ИФНС до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Налоговый период устанавливается как квартал, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждый месяц квартала без учёта НДС не превышает двух миллионов рублей.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% от реализации. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям признаваемым объектом налогообложения и на счетах бухгалтерского учёта отражается записью Дт 91/3, Кт 68 (начислен НДС на реализацию).

Сумма налога подлежит уплате в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в организации отражается на счетах бухгалтерского учёта Дт 68, Кт 51.(перечислен с расчётного счёта в бюджет НДС).

Начисление НДС к уплате в бюджет оформляется проводкой:

Д-т 90-3 К-т 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Чтобы принять НДС к вычету, предприятие должно выполнить определенные условия (ст.172 НК РФ):

1.Приобретенные материальные ценности должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

2. Купленные материальные ценности должны быть "приняты к учету", то есть оприходованы на балансе организации, а получении е услуг подтверждено актом выполненных работ (услуг).

3. У предприятия имеются документы, подтверждающие право на вычет. В большинстве случаев это счет-фактура, полученный от поставщика. Кроме того, НДС должен быть выделен отдельной строкой в других расчетных и первичных документах (в накладных, актах выполненных работ и оказанных услуг, платежных поручениях и т.п.).

Полученные счета-фактуры регистрируются в книге покупок

НДС принимается к вычету в том налоговом периоде (месяце или квартале), в котором он уплачен поставщику.

По дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам организация отражает суммы налога по приобретенным материальным ценностям в корреспонденции с кредитом счетов 60, 71, 76.

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» в дебет счета 68


  1. Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Налог на прибыль организаций – федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль признаются все организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная налогоплательщиком. Прибыль организации является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (обоснованные и документально подтвержденные затраты).

Налоговым периодом по налогу является календарный год.

Ставка налога составляла 24 %, а с 1 января 2009 года – 20%.

Все налогоплательщики обязаны по истечении отчетного налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации:

- за отчетный период – не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода;

- за налоговый период - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма начисленного налога отражается следующей проводкой:

Д сч. 99, К сч. 68

Наверное, сейчас найдется мало организаций, у которых бухгалтерская прибыль совпадает с налогооблагаемой. Эти показатели различаются вследствие наличия постоянных и временных разниц.

Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. [6]

Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или других отчетных периодах. [6]

Для расчета налога на прибыль к уплате в бюджет организация должна рассчитать налог по установленной действующим законодательством ставке с бухгалтерской прибыли (убытка) и произвести соответствующие корректировки с помощью постоянных и временных налоговых активов и обязательств. [15,c.57]

Сумма налога, исчисленная с бухгалтерской прибыли путем умножения на действующую в отчетном периоде ставку налога на прибыль, называется условным расходом.

Условный расход отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет по учету расчетов по налогу на прибыль. [30,c.1]

Сумма налога на прибыль, которую необходимо получить в результате расчетов и которая подлежит уплате в бюджет, называется текущим налогом на прибыль. [15,c.57]

Для того чтобы получить сумму текущего налога на прибыль, следует произвести корректировку условного расхода (дохода) с помощью постоянных и временных налоговых активов и обязательств. Эта корректировка выполняется по следующей формуле:

Расчет текущего налога на прибыль

  ТНП = УР + ПНО - ПНА + ОНА

где ТНП - текущий налог на прибыль;

УР - условный расход Д-т 99 К-т 68;

ПНО - постоянные налоговые обязательства Д-т 99 К-т 68;

ПНА - постоянные налоговые активы Д-т 68 К-т 99;

ОНА - отложенные налоговые активы Д-т 09 К-т 68;

ОНО - отложенные налоговые обязательства Д-т 68 К-т 77;


29.Особенности организации учета на предприятиях малого бизнеса.

Бухгалтерский учет осуществляется на малых предприятиях в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.

Малые предприятия могут вести учет с применением регистров журнально - ордерной формы, а также по упрощенной форме бухгалтерского учета. При упрощенной форме бухгалтерского учета можно вести учет: по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества с применением книги учета хозяйственных операций по форме N К-1 и ведомости учета заработной платы по форме N В-8; по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Учет нематериальных активов рекомендуется вести на специальном субсчете счета 01. При этом амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02.

Все затраты на производство продукции, работ, услуг, включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы, учитываются на счете 20.

Оценку выбывающих материально - производственных запасов рекомендуется проводить по методу средней себестоимости. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, включая расчеты с покупателями, с подотчетными лицами, по авансам выданным и полученным, рекомендуется вести на счете 76. При этом сальдо по счету 76 отражается в регистрах бухгалтерского учета развернуто. Малое предприятие может представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам. При этом в состав годового бухгалтерского отчета разрешается включать только типовые формы N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Малые предприятия могут не включать в состав годового бухгалтерского отчета пояснительную записку.


30. Понятие бюджетирования, его принципы и особенности

Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период.

В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:

оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;

тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1-3 года;

стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.

разнообразие, по нашему мнению, скорее мешает специалистам, чем помогает.

Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели. Процедура планирования начинается с составления бюджета реализации.

Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

При подготовке плана продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние.

Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием. К ним могут относиться, например:

возможности проектирования новых продуктов (предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю);

уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, предприятие не имеет необходимого оборудования);

уровень производственных мощностей (предприятие не способно производить продукт в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки);

отсутствие необходимых материалов (или средств для их приобретения); и т.д.

Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде. К ним, например, могут относиться:

уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний;

эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);

платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;

сложившаяся доля предприятия на данном рынке;

количество и поведение конкурентов;

общая экономическая ситуация в стране;

и т.д.

План производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде.

Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах - незавершенном производстве - на начало и конец периода.

При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (так называемые переходящие запасы).

На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию.

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде.

План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде.

План общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана.

Бюджет цеховой (производственной) себестоимости содержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде.

План общехозяйственных затрат отражает затраты на содержание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом.

План коммерческих затрат отражает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде.

Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть - косвенный, желательно при составлении плана коммерческих затрат разделить затраты на две названные группы.

Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.

"Доходная" часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. "Расходная" - на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, плана общехозяйственных затрат, плана коммерческих затрат.

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования.

Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути - это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.

Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования.

Совокупность основных планов, составленных для предприятия в целом, называют генеральным бюджетом (мастер-бюджетом).

На практике принято выделять статические и гибкие планы.

Статический план - это план, составленный для определенного уровня деловой активности.

В основу контроля исполнения планов (бюджетов) заложены несколько принципов:

1) сочетание текущего и итогового контроля;

2) обеспечение контроля исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам финансовой отчетности;

3) определение причин и виновников отклонений от исполнения плана;

4) сочетание персональной и коллективной ответственности за исполнение планов;

5) рациональное закрепление контрольных показателей за ответственными лицами;

6) рациональный формат отчетов об исполнении планов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: