На формирование потенциала группы влияют все её характеристики, но особенно групповые нормы и неформальная структура. Групповые нормы – это стержень всех процессов групповой динамики. Они напрямую связаны с потенциалом как самой группы в целом, так и каждого её члена и организации.
Положительный или отрицательный характер воздействия неформальной структуры на результативность зависит от целого ряда факторов, которые делятся на качественные и количественные.
Качественные факторы – это: 1) профессиональная сработанность группы, которая измеряется взаимозаменяемостью, взаимодополняемостью и взаимо ответственностью. 2) морально-психологическая сплочённость, проявляющаяся в нормах взаимопомощи и поддержки. 3) стиль лидера.
Количественные факторы – это: 1) настроенность работников на достижение промежуточных и конечных результатов; 2) потенциал квалификации; 3) требования к конечному результату, определяющему групповую работу; 4) открытость оценок работы группы со стороны руководителя; 5) половозрастной состав; 6) внутригрупповые личностные коммуникации; 7) время существования группы; 8) групповая норма производительности.
|
|
Каждый из перечисленных факторов по-своему проявляется при воздействии неформальной структуры межличностных отношений на результативность группы в зависимости от своей позитивной или негативной направленности.
Существуют 9 препятствий, мешающих раскрытию потенциала группы и её результативности.
1) Непригодность руководителя – его неспособность по своим личным качествам сплотить и воодушевить сотрудников.
2) Неквалифицированные сотрудники – несбалансированность функций работников, несоответствие их профессиональных и личных качеств.
3) Неконструктивный климат – отсутствие у команды преданности задачам и заботы друг о друге.
4) Нечёткость целей – недостаточное согласование личных и коллективных целей, неспособность руководства и персонала к компромиссу. Необходима периодическая корректировка поставленных целей.
5) Низкие результаты и неэффективность методов работы, снижающие желание сотрудников увеличивать производительность совместной деятельности группы.
6) Нехватка открытости и наличие конфронтации. Необходима открытая критика, обсуждение слабых и сильных сторон проделанной работы без страха у сотрудников быть неправильно понятыми и вызвать конфликт. Для выполнения этого на практике требуется психологическая подготовка персонала и руководителя.
7) Недостаточный профессионализм и невысокая культура сотрудников.
8) Низкие творческие способности
9) Неконструктивное отношение сотрудников к другим коллективам.