Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства.
· Сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: высокая инфляция, медленное налаживание хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
· Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в частном, так и в государственном секторе.
· Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
· Неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне.
· Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
По результатам социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы малого бизнеса в России:
· налоги, законодательство;
· инфляция;
· экономическая ситуация в целом;
· поставки, дефицит;
· трудности получения и высокая ставка за кредит;
· неплатежеспособность партнеров, клиентов;
· несовершенство банковской системы;
· политическая ситуация, бюрократия;
· недостаток производственных площадей, офисов;
· действия правительства, властей;
· коррупция, взятки;
· недостаток материальной базы;
· финансовая политика государства;
· действия Банка России;
· сбыт, поиск клиентов, потребителей;
· высокие цены на сырье и материалы;
· монополия государства, госпредприятий;
· трудности с арендой;
· разрыв экономических связей;
· недостаток культуры, опыта;
· необязательность партнеров;
· проблемы собственности;
· кадровые проблемы;
· недостаток собственных средств и инвестиций;
· нерентабельность производства;
· громоздкая отчетность;
· отсутствие льгот;
· рэкет;
· конкуренция;
· недоверие западных партнеров;
· отрицательное отношение к предпринимателям.
Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще (малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике), которое позволяет предпринимательству стать ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий — в получении льготных кредитов дли осуществления конкретных проектов.
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственной поддержки малых предприятий являются:
· оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
· финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
· предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
· льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
· предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.
Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне это Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная Прокуратура РФ и их органы на местах.
Непосредственно участвует в поддержке и развитии малого предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.