Предпринимательская тайна и необходимость ее защиты

Тезисы

Предпринимательская тайна

Вопросы для самопроверки

· Кто такой индивидуальный предприниматель?

· Каков порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя?

· Каким образом прекращается деятельность индивидуального предпринимателя?

· Какие организации относятся к малому предпринимательству?

· Назовите критерии отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства.

· Каковы преимущества малого предпринимательства?

· Назовите основные формы государственной поддержки малого предпринимательства.

· Каковы причины, мешающие развитию малого предпринимательства?

Предпринимательская тайна и необходимость ее защиты. Основы организации защиты предпринимательской тайны.

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.

В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона РФ от 26.12.1996 № 14-ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:

· какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них;

· какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц;

· какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?

При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:

· учредительные документы организации;

· документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности;

· документы о платежеспособности организации;

· сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.

Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.

· Планирование деятельности организации:

o совокупность планов развития организации;

o сведения о планах организации, планах освоения новых видов продукции, изменения ее ассортимента;

o перспективный план развития;

o план инвестиций;

o планы закупок и продаж и др.

· Научно-техническое развитие организации:

o характер, цели и результаты проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, ноу-хау, новые прогрессивные идеи;

o проекты, рецептура, формулы, расчеты, чертежи, образцы новых видов продукции;

o программное обеспечение деятельности организации;

o технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе;

o сведения о технологии изготовления, внедряемых перспективных технологических процессах;

o сведения о внедрении нового прогрессивного оборудования и др.

· Финансово-экономическое положение организации:

o имущественное состояние организации;

o финансовые планы развития организации;

o уровень выручки и размеров получаемых доходов;

o долговые требования кредиторов;

o взаимоотношения с банками;

o кредитные и другие финансово-кредитные операции и др.

· Маркетинговые исследования организации:

o обзоры состояния рынков сбыта товаров, результаты маркетинговых исследований;

o оригинальные методы изучения рынков сбыта;

o сведения о конъюнктуре товарных рынков;

o прогрессивные методы организации рекламной кампании;

o каналы продвижения товаров на новые рынки; конкурентные преимущества продукции (товаров, работ, услуг);

o уровень себестоимости и цен на товары;

o прогрессивные формы послепродажного обслуживания и др.

· Договорные отношения с хозяйствующими партнерами:

o сведения о подготовке и ведении переговоров о заключении предпринимательских договоров;

o сведения и документы, имеющие отношение к предмету переговоров;

o условия заключения договоров (контрактов);

o количественные и качественные данные о заключенных договорах, включая сведения об объеме поставок продукции, ценах, о номенклатуре и количестве товаров по взаимным обязательствам фирмы и партнеров;

o сведения о предполагаемых торгах продукции и др.

Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:

· руководствоваться законодательными и нормативными актами, устанавливающими перечень сведений, которые не должны быть скрыты от покупателей, хозяйствующих партнеров и других лиц;

· те сведения, которые характеризуют достижения, конкурентные преимущества, создают высокий деловой имидж организации, целесообразно не только не скрывать, а,наоборот, широко рекламировать.

6.1.1.Какие сведения составляют предпринимательскую тайну?

Для отдельной организации в зависимости от сферы деятельности, достигнутых результатов и стратегии развития набор сведений, составляющий предпринимательскую тайну, может существенно отличаться. Но правильный ответ на данный вопрос позволит более обоснованно решить проблему о способах организации защиты тайны, определить затраты на ее защиту, которые составляют значительную часть себестоимости продаваемых товаров. Поэтому предпринимателю следует установить основной перечень сведений (информации), составляющих предпринимательскую тайну, распределить их по категориям важности в зависимости от их ценности для фирмы, характера и размера ущерба, который может быть нанесен при разглашении этих сведений. В то же время излишние меры по ограничению доступа к информации могут осложнить взаимоотношения фирмы с хозяйствующими партнерами, приведут к неоправданным потерям. Защита информации должна способствовать росту прибыли от деятельности организации.

Для формирования перечня сведений, подлежащих защите, целесообразно создать группу из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, хозяйственными связями с другими организациями, ведущими разработку новых видов товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью, с привлечением юриста и других специалистов. Можно привлечь к этой работе сторонних экспертов, но не следует им раскрывать все конкретные сведения, составляющие предпринимательскую тайну.

Должны иметь защиту следующие сведения:

· технологического характера;

· научно-технического характера идеи;

· делового характера.

По мере изменения характера деятельности организации перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен трансформироваться. Перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников, при этом необходимо предусмотреть меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников.

Все предприятия (фирмы, компании), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну.

Недостаточная защита предпринимательской тайны может существенным образом повлиять на конечные результаты деятельности организации, на уровень используемых ресурсов, качество товаров (работ, услуг), ее финансовое положение, ее положение на товарных рынках. Угрозы организации при утечке важных сведений (информации) могут быть потенциально возможными и реальными, по уровню влияния на результаты и условия функционирования они могут различаться от еле ощутимых до катастрофических, когда их воздействие приводит к несостоятельности, банкротству фирмы. По воздействию лиц (организаций) на сбор, утечку и передачу информации угрозы подразделяются на внутренние и внешние . Так, к внутренним угрозам можно отнести следующие факторы:

· излишнюю болтливость сотрудников за пределами организации;

· стремление сотрудников зарабатывать любыми средствами, способами и ценой;

· привычку сотрудников делиться друг с другом производственными секретами (информацией, не подлежащей разглашению);

· наличие предпосылок для возникновения среди работников конфликтных ситуаций; случайный подбор кадров;

· слабую работу службы безопасности или ее отсутствие и др.

В таблице 6.1 показаны факторы возникновения экономической угрозы безопасности фирмы.

Таблица 6.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: