double arrow

Понятие субъектов малого бизнеса. Критерии отнесения организаций к малому предпринимательству


Особенности систем бухгалтерского учета у малых экономических субъектов

Признаком экономического роста страны является не только наращивание объемов валового внутреннего продукта (ВВП), но и рост жизненного уровня населения. России необходим не только рост количественных показателей, но и качественное развитие экономики. Во главе угла должен стоять человек. Каков его уровень жизни, почему снижается численность населения России, почему разрыв между бедными и богатыми не снижается, а даже растет?

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% валового национального продукта. В таких странах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3—99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест, в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.




Эффективность малого бизнеса предопределяется тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Малый бизнес более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, он создает дополнительные рабочие места.

По состоянию на начало 2008 г., в России насчитывалось 1137,4 тыс. малых предприятий и 3434,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Их вклад в формирование ВВП страны оценивался в 10-12%. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 719,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2006 г. на 37,3 ед. Доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого бизнеса, составила 19%. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, по численности занятых и по удельному весу в ВВП малое предпринимательство России существенно отстает от экономически развитых стран.

Как свидетельствуют исследования, основные проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей, состоят в следующем: резкое ухудшение общей ситуации в экономике; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п.

В большинстве случаев малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности. Среди источников финансирования малых организаций основное место занимают собственные средства (70%), в том числе амортизация — 40%, прибыль — 30%. Привлеченные средства составляют 30%, из них эмиссия ценных бумаг — 10%, кредиты банков — 20%. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) разместило материалы собственного социологического исследования «Банковские услуги для малого и среднего бизнеса: без кредитов никуда», посвященного оценке доступности финансовых услуг российскими предприятиями малого и среднего бизнеса. В опросе участвовал топ-менеджмент 2200 российских малых предприятий. По результатам опроса предпринимателей можно сделать вывод о том, что начать новый бизнес с помощью банковского кредита сложно во всех без исключения отраслях российской экономики. В результате объем кредитования малого бизнеса в Российской Федерации в 15 раз меньше, чем в развитых европейских странах, и в 20 раз ниже, чем в Японии.



В зарубежных странах основным критерием отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Комиссия ЕС для целей налогообложения, статистического наблюдения и национальных программ поддержки к малому бизнесу относит:

• микропредприятия — фирмы с численностью персонала до 10 человек и с суммой годового оборота или валюты баланса — до 2 млн евро;

• малые предприятия с численностью до 50 человек и с суммой годового оборота либо валюты баланса, не превышающей 10 млн евро;

• средние предприятия с численностью до 250 человек, годовой оборот либо валюта баланса — до 43 млн евро. В США предельная численность работников на предприятиях малого бизнеса еще выше — до 500 человек, а качественными характеристиками их деятельности являются величина активов и годовая прибыль.



С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым определены условия отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона с 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Такой документ уже утвержден. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

• микропредприятия — 60 млн руб.;

• малые предприятия — 400 млн руб.;

• средние предприятия — 1000 млн руб.

Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Законом определено, что:

• средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;

• выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);

• балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъекты малого и среднего предпринимательства определяются на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и включают в себя:

1) индивидуальные предприниматели;

2) потребительские кооперативы;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства.

Данный Федеральный закон не выделяет крестьянское (фермерское) хозяйство как отдельный субъект малого предпринимательства. Но в связи с тем, что в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, целесообразно и возможно рассматривать этот хозяйствующий субъект как самостоятельного участника малого бизнеса.

Состав субъектов малого предпринимательства представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Состав и классификация субъектов
малого предпринимательства

Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В нашей стране государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 указанного Закона предусмотрен ряд мер:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Их реализация благоприятно скажется на динамике развития в нашей стране малого предпринимательства.

Ежегодно возрастает финансовая поддержка малого бизнеса. В настоящее время существуют две программы на федеральном уровне. Первую осуществляет Министерство финансов РФ за счет средств федерального бюджета. Эта программа софинансируется регионами и направлена на создание региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных венчурных фондов, а также на формирование фондов гарантирования, которые помогают малым предприятиям получать кредиты, когда у них нет ни залогов, ни соответствующего обеспечения. В 2008 г. на эти цели было выделено 3,8 млрд руб., в 2009 г. предусмотрены ассигнования в размере 4 млрд руб.

Вторую программу реализует Российский банк развития. В 2008 г. размер ее финансирования составил 9 млрд руб. Банк развития обеспечивает кредитование малого бизнеса через 64 кредитных учреждения. Министерство экономического развития РФ считает, что следует увеличить финансирование этой программы, а также создать условия, при которых ставки кредитования по мере прохождения денег через банки не будут расти и останутся доступными для малого бизнеса.

Кроме того, в 2008 г. был принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ определил правила создания целевых фондов помещений на уровне регионов для аренды площадей предприятиями малого бизнеса. Выкупать арендуемые ныне площади, хотя и придется, но на весьма лояльных и прозрачных условиях.







Сейчас читают про: