Справка. Такая система создана в 1992 г. (называлась «Российская система предупреждения и действий в ЧС»). В 1995 г. переименована в названную в заголовке систему (Постановление Правительства РФ от 5.11.95 г. №1113) в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-Ф3. Более точное название системы было бы как РСЧС и ГО, т.к. по сути она является таковой, решая все вопросы ЧС и ГО (подобно полному названию МЧС России).
1. РСЧС должна выполнить три основные функции:
– предупредить возникновение ЧС;
– уменьшить потери и ущерб от ЧС;
– ликвидировать последствия ЧС.
Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и организаций, которые специально уполномочены на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО.
2. РСЧС (далее – единая система) состоит из функциональных и территориальных подсистем. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти (т.е. подсистемы министерств и ведомств).
|
|
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ (в пределах их территорий) и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению субъектов.
3. По организационному строению РСЧС включает пять уровней: федеральный; межрегиональный; региональный; муниципальный, объектовый.
4. На каждом уровне единой системы создаются:
– координационные органы;
– постоянно действующие органы управления;
– органы повседневного управления;
– силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, системы оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными органами единой системы на каждом из уровней являются:
– федеральном – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ). Подобные комиссии создаются в министерствах и ведомствах федерального уровня;
– межрегиональном - в пределах соответствующего федерального округа координацию деятельности осуществляет полномочный представитель Президента РФ в данном федеральном округе;
– региональном - Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ (КЧС ПБ);
– муниципальном и объектовом- КЧС ПБ органов местного самоуправления и объектов (организаций) соответственно.
Указанные комиссии (КЧС ПБ) возглавляются соответственно руководителями данных органов власти или их заместителями.
|
|
Компетенции таких комиссий, порядок принятия ими решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
6. Постоянно действующие органы управления системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законами РФ и иными нормативно-правовыми документами. Их компетенция и полномочия определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов.
Рис. 2. Структура объектового звена в системах РСЧС, ГО и ЖТСЧС
Такими органами в системе на каждом из уровней являются:
– федеральном - МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
– межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ (далее – региональные центры);
– региональном – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные на решение задач ГО, ЧС и ликвидации последствий СБ по субъектам РФ (далее главные управления МЧС России по субъектам РФ – ГУ ГОЧС МЧС России);
– муниципальном – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
– объектовом – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач ГОЧС.
7. Органами повседневного управления системы являются:
– центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), информационные центры (ИЦ), дежурно – диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти;
– ЦУКС РЦ;
– ЦУКС главных управлений МЧС РОССИИ по субъектам РФ, ИЦ органов исполнительной власти субъектов РФ;
– единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;
– дежурно – диспетчерские службы организаций.
Размещение органов управления в зависимости от обстановки может быть на стационарных или подвижных пунктах управления (ПУ).ПУ оборудуются и оснащаются всеми механическими средствами управления, оповещения, отображения информации, жизнеобеспечения и д.р. средствами.
8. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства всех органов исполнительной власти на любом уровне, а также силы ГО, министерств и ведомств, общественных объединений, предназначенные (выделяемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.
Основу таких сил и средств составляют аварийно спасательные формирования.
9. Для ликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ; запасы мат. ценностей для обеспечения неотложных работ; резервы финансовых и мат. ресурсов федеральных органов исполнительной власти, а так же субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
10. Проведение всех мероприятий в единой системе по предупреждению и ликвидации последствий ЧС осуществляется по соответствующим планам, которые должны быть на каждом уровне системы.
11. Работа единой системы (РЧС) может осуществляться в режимах:
– повседневной деятельности;
– режиме повышенной готовности;
– режиме ЧС (при возникновении ЧС и ее ликвидации).
12. Руководство силами и средствами при ликвидации ЧС, организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Последние назначаются органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
В случаях крайней необходимости руководители работ вправе самостоятельно принимать решения по вопросам (о чем они информируют вышестоящие властные органы):
– проведения эвакуационных мероприятий;
– остановки работы организаций, находящихся в зоне ЧС;
– проведения аварийно – спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
|
|
– ограничения доступа людей в зону ЧС;
– разбронирование резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС (за исключением государственного мат. резерва) и др. необходимые вопросы.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС.
13. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативно – правовыми актами в области пожарной безопасности, в т.ч. техническими регламентами.
Основные задачи комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ):
– разработка предложений по реализации государственной политики в данной области;
– координация деятельности органов управления и сил единой системы;
– обеспечение согласованности действий всех органов исполнительной власти на всех уровнях системы в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно – коммунального хозяйства, социальной сферы и д.р. объектов, поврежденных и разрушеных в результате ЧС;
– рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в порядке, установленном законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии решениями Правительства РФ и др. государственными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организаций.
Положение о гражданской обороне (утверждено Правительством РФ ст 26.11.2007г. №804).
1. Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие ЧС природного и техногенного характера.
|
|
2. Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий (по п.1).
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.
4. Порядок подготовки к ведению и ведения ГО определяются положениями на всех уровнях исполнительной власти и в организациях. Подобные Положения утверждаются соответствующими руководителями на всех уровнях.
5. Ведение ГО осуществляется на основе «Плана ГО и защиты населения». Также планы разрабатываются органами управления по делам ГО и ЧС на всех уровнях РСЧС. Подобные планы определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении ЧС.
6. Основными мероприятиями, проводимыми по линии ГО, являются:
- сбор информации о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, об обстановке на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
– планирование и осуществление обучения населения в области ГО и ЧС;
– организация всестороннего оповещения населения об опасностях мирного и военного времени;
– организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
– обеспечение световой и других видов маскировки объектов;
– организация и ведение аварийно-спасательных работ в случаях возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также возникших других ЧС;
– планирование и организация всестороннего жизнеобеспечения пострадавшего населения от любых ЧС, в т.ч. медицинское обслуживание, оказание первой мед. помощи, предоставление жилья и др. необходимые срочные меры;
– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие их;
– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному загрязнению (заражению);
– организация и проведение обеззараживания зданий, сооружений, техники и санитарной обработки людей;
– восстановление и поддерживание должного порядка в пострадавших районах;
– восстановление функционирования коммунальных служб в пострадавших районах;
– осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
– срочное захоронение трупов.
Второй вопрос.
ЖТСЧС является функциональной подсистемой PCЧC. Она предназначена для организации и проведения мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС на транспортных средствах и коммуникациях железных дорог, а также транспортного обеспечения ликвидации других ЧС по плану взаимодействия с МЧС России. В системе создаются аналогичные координационные, постоянно действующие органы управления и повседневного управления во всех звеньях ее функционирования от ФАЖТ и ОАО»РЖД» до отдельных объектов экономики включитально.
Силы и средства постоянной готовности ЖТСЧС (автономность не менее трёх суток) включают: 244 восстановительных поезда (свыше 8000 специалистов, 2 дежурных смены, готовность к выезду 40 минут); 322 пожарных поезда (свыше 8000 специалистов, дежурство круглосуточно в 4 смены дежурным караулом 3-5 человек, готовность к выезду 10 минут). Из 322 поездов на 96 пожарных поездах (ПП) установлены станции перекачки нефтепродуктов (из аварийной цистерны в исправную). На состав дежурного караула все ПП имеют современные СИЗ (дыхательные аппараты со сжатым воздухом и химкомплекты). Планируется к концу 2008 г. оснастить все ПП 1-ой категории и части ПП 2-ой категории ещё 270 станциями перекачки нефтепродуктов и по одной на дорогу станций перекачки АХОВ. ВП и ПП находятся в оперативном подчинении НОДов и Д. в системе ЖТСЧС.
Основные задачи НО КЧС ПБ.
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ) отделения железной дороги (НОД КЧС ПБ) является координационным органом отделенческой подсистемы ЖТСЧС. Она предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению ЧС, смягчению их последствий, уменьшению ущерба от них и ликвидации последствий ЧС во взаимодействии со средствами и силами других министерств и ведомств (по планам взаимодействия). Председателем комиссии является (как правило) первый зам. начальника отделения железной дороги.
Основные задачи комиссии:
– организация и контроль за проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечению устойчивой работы потенциально опасных производств в условиях ЧС;
– организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;
– прогнозирование ЧС в зоне ответственности (на подведомственной территории);
– обеспечение готовности органов управления (дежурного диспетчерского аппарата, КЧС), сил и средств к действиям в ЧС, а также пунктов управления;
– участие в разработке и осуществлении федеральных и иных целевых программ, а также организация разработки и реализация отделенческих программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
– руководство работами по ликвидации ЧС, а также привлечения трудоспособного населения, проживающего или временно оказавшегося в зоне ЧС, к этим работам;
– планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуированного населения и возвращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;
– взаимодействие с другими КЧС ПБ, органами МЧС России и др. организациями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи выделением ВП или ПП, медицинских формирований и других сил и средств для участия в АСДНР по ликвидации ЧС;
– организация подготовки персонала, должностных лиц, аварийно-спасательных формирований к действиям в ЧС, а также их аттестация.
– разработка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и др. вопросы, связанные с защитой населения и территории от ЧС мирного и военного времени.