Второй вопрос. Отметим, что при СБ,ТАК, военных конфликтах происходит информационно-психологическое воздействие на людей

Отметим, что при СБ,ТАК, военных конфликтах происходит информационно-психологическое воздействие на людей. Чаще всего происходит одновременное воздействие многих поражающих факторов источников ЧС на окружающие объекты. При этом справедливо говорить о комбинированном воздействии на объекты (комбинированном поражении людей).

Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

Все ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

– ЧС природного характера;

– ЧС техногенного характера;

– ЧС биолого-социального характера;

– ЧС военного характера

По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);

– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);

– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 (см. табл 1).

Табл. 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[†]

Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС[‡]
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) либо
количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
2. Местная одного поселения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
3. Межму-ниципаль-ная двух и более поселений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50<Ч<500, 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством
5.Межреги-ональная двух и более субъектов РФ 50<Ч<500 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ региональных центров
6.Феде-ральная[§] Выходит за пределы РФ, либо затрагива­ет территорию РФ при ЧС за рубежом     По решению Пра­вительства РФ

Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как: крушения поездов (…ЧС, при которой пострадало 10 и более человек…); аварии (…ЧС, при которой пострадало менее 10 человек…); происшествия (связанные со столкновением поезда (локомотива) с автотракторной техникой вне переездов, при этом пострадало 10 и более человек); происшествия на ж/д переездах (столкновения поезда (локомотива) с автотракторной техникой, при этом пострадало 10 и более человек); происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов, связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов. (Положение…, утвержденное приказом Минтранса России от 25.12.2006г. №163).

По содержанию первичных источников все ЧС можно свести в следующие группы:

1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)[**].

2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС могут быть как техногенного, так и вторичного природного характера.

3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)

4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосетях и т.п.) Подобные ЧС могут быть как техногенного, так и природного характера.

5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

Особенности опасностей при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:

1. Опасности, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).

2. Опасности, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (т.е. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).

3. Опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

Эти и другие опасности в отличие от техногенных и природных:

- планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют изощренный характер (например, тер. акты);

- они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;

- развитие средств и способов поражения всегда опережает средст­ва и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.

Критерии оценки ЧС. Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или ра­диуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или обще­ственным потрясением; отдаленными физическими, психическими, гене­тическими и иными последствиями; экологическими последствиями; ма­териальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и со­оружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжитель­ностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

Причины возникновения ЧС. Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техно­генные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъектив­ными факторами, т.е. производными от человеческой деятельности. Они могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:

– просчеты при проектировании (в политике);

– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

– отступления от проектов и некачественное строительство;

– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино и взрыв в Ар­замасе;

В заключении данного раздела необходимого уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности (вида аварий), масштаба, особенностей объекта, города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, т.е. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).

И что ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессио­нализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого необходимо научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и окружающей среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защи­ты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом сис­темы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Это первый ответ на вопрос " Что надо де­лать?" Ответы на второй и последующие вопросы: " Кто должен де­лать?"; " К каким опасностям надо быть готовым?"; "Как решать защит­ные мероприятия?" и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих лекциях.

Третий вопрос. Основные направления и содержание государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС.

В этом вопросе следует иметь ввиду, что речь идет о сфере деятельности МЧС России. Основная цель государственной политики в этой области будет заключаться как «… Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства от ЧС в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска…». Вспомним о двух аксиомах БЖД: «Жизнедеятельность человека всегда потенциально опасна» и «Нулевого риска не бывает». Вот почему существует понятие «приемлемого риска»- т.е. такой риск нашей жизнедеятельности, который в данный период времени допустим.

Пути достижения главной цели достаточно многообразны, но, по нашему мнению, можно остановиться на следующих элементах и направлениях государственной политики (см. рис.3).

1. Создание и развитие соответствующей законодательной, нормативно-правовой и методической базы по обеспечению безопасности населения и территорий в мирное и военное время. Такая база создается и реализуется на основе Конституции РФ (1993 г.), Концепции национальной безопасности РФ (2000 г.), законов РФ, касающихся безопасности населения и территории России, Указов Президента РФ, Постановлений правительства РФ, а также документов федеральных министерств и ведомств субъектов РФ. Всего было принято более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, а также порядка 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов власти в области защиты населения и территории от ЧС. Некоторые из них: Федеральные законы – «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (от 21.12.94 г.); «О пожарной безопасности» (94 г.); «О радиационной безопасности населения» (96 г.); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (97 г.); «О гражданской обороне» (98 г.); «О борьбе с терроризмом» (98 г.); «Кодекс об административных правонарушениях» (2001 г.); «О безопасности» (2002 г. – последняя редакция) и многие др.; Постановления правительства РФ – «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (2005,06 гг. – последние редакции);

Мониторинг и анализ тенденций ЧС, состояния сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС   Основные элементы государственной политики   Оценка эффективности государственной политики
   
           
  Нормативно-правовая база      
  Целенаправленные научные исследования      
  Концентрация ресурсов      
      Адаптация органов управления и межведомственного взаимодействия   Мониторинг экономики, социальной сферы, состояния безопасности. Социологические исследования
Системы мониторинга и прогноза   Планирование социально-экономического развития  
  Контроль и надзор  
      Международное сотрудничество  
      Социально-политические меры (обучение, пропаганда и т.д.)      
               
               
      Обратная связь      
               

Рис 3. Элементы государственной политики в области защиты населения и территории от ЧС.


«О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (95,2003 г.); «Об утверждении положения об организации обучения населения в области ГО и др.. Указанные законы и иные нормативно-правовые акты регламентируют необходимые виды деятельности всех органов власти в областях БЧС и ГО, а именно: общие вопросы организации работы; организацию целевого планирования: создание и обеспечение соответствующих органов управления, сил и средств; организацию связи, оповещения и информации; создание резервов материальных и финансовых средств; экспертизу, надзор и контроль в области БЧС и ГО; социальную защиту населения, пострадавшего от ЧС; прогнозирование и оценку последствий ЧС; права и обязанности граждан РФ; обязанности и ответственность должностных лиц за нарушение законов в областях БЧС и ГО и др. вопросы.

2. Постоянное совершенствование системы соответствующих государственных и общественных структур, предназначенных для реализации мероприятий по БЧС и ГО. В настоящее время создана и функционирует единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и система ГО, Эти системы интегрированы с органами государственного и хозяйственного управления на всех уровнях госвласти. В них активное участие принимают общественные объединения и организации.

3. Развитие методологии оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями и её применение при прогнозировании и оценке возможной обстановки в случае появления потенциальных угроз. Подобная работа ведётся по этапам: выявление и оценка возможных источников ЧС; оценки вероятности(частости) возникновения ЧС; прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территории. Результаты оценки служат основой для создания необходимых сил и средств, планирований действий при ЧС и принятия решений на проведение соответствующих мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.Прогнозирование возможных ЧС опирается на мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в России ведётся: «Сетью наблюдения и лабораторного контроля» (СНЛК РФ)- в него входит около 7 тыс. различных учреждений, ведущих радиационный, химический, биологический и иные виды контроля; силами и средствами Минздравсоцразвития, Минсельхоза России (3578 различных учреждений и пунктов защиты животных, растений), Росгидромета (Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), ФССН- система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (в неё входят центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции на потенциально опасных объектах Росатома, Минпромэнерго, Спецстроя России - около 180 сейсмических станций и 9 центров сбора информации), а также силами и средствами Министерства природных pecypcoв (МПР России).Все силы и средства входят в единую систему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (положение о данной системе разработано в соответствии с распоряжением Президента РФ от 23.03.2000г. №86-рп). Руководящий орган системы-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России.

4. Подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение ЧС или уменьшение их масштабов. Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Для этих целей разработана и осуществлена и продолжает реализовываться Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС в РФ до 2010 г». Намечен и реализуется сложнейший комплекс мер по предупреждению ЧС, который включает организационные, экономические, инженерно-технические и специальные мероприятия. Содержанием подобных работ являются: анализ и оценка рисков; мониторинг и прогнозирование ЧС; меры по предупреждению ЧС и уменьшению их масштабов (особо тех, которым может воспрепятствовать человеческая деятельность - например, спуск лавин, ликвидация заторов на реках, вакцинация населения, безаварийные технологии и другие меры); государственная экспертиза; государственный надзор; лицензирование производственной деятельности (особо опасных производств); разработка декларации безопасности промышленного объекта; обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

5. Обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на это, является деятельностью органов власти. Подготовка населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, органов управления к действиям в ЧС, проведению АСДНР, а также при ликвидации последствий ЧС. ФЗ законами, Постановлениями Правительства РФ определены обязанности, содержание, формы и методы подготовки всех граждан России в области БЧС и ГО. Обучению в этой области подлежит всё население России. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения возложены на МЧС России.

6. Международное сотрудничество по линии БЧС и ГО. Россия входит во все международные организации по БЧС и ГО и выполняет все международные, договоры по БЖД (оказывает гуманитарную помощь, помогает ведению АСДНР в ЧС, обучению специалистов по БЖД и по другим вопросам).

Большая роль в реализации государственной политики в областях БЧС и ГО отводится созданной РСЧС.

Лекция № 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

I. РСЧС. Понятие. Состав. Задачи КЧС ПБ.

II. Железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации ЧС (ЖТСЧС). Задачи комиссии отделения железной дороги (НОД КЧС ПБ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: