Эластичность предложения. Эластичность предложения – это степень изменения величины предложения под влиянием воздействия различных факторов

Эластичность предложения – это степень изменения величины предложения под влиянием воздействия различных факторов.

Важнейшими факторами эластичности предложения выступают цена данного товара и цены других товаров, поэтому различают следующие ее виды:

1. Эластичность предложения по цене, которая характеризует степень изменения величины предложения (ΔQs) в зависимости от изменения цены (ΔP). Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности:

(4.4)

Различают эластичное предложение, неэластичное предложение и предложение с единичной эластичностью. Предложение считается эластичным, если незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение его величины (коэффициент эластичности в этом случае больше 1). Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения его величины (коэффициент эластичности меньше 1). При единичной эластичности предложения имеет место одинаковое изменение цены и количества предлагаемых товаров (коэффициент эластичности равен 1).

2. Перекрестная эластичность предложения, которая характризует степень изменения предложения товара А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. Ее измеряют с помощью коэффициента перекрестной эластичности (kпэп) следующим образом:

(4.5)

где ΔQA – процентное изменение величины предложения

товара А;

ΔРБ – процентное изменение цены на товар Б.

На эластичность предложения влияют следующие основные факторы: отсутствие товаров-заменителей, уровень товарных запасов, резервы производственных мощностей, уровень конкуренции, фактор времени. Особо существенным из них является фактор времени, в соответствии с которым выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде у производителя нет времени, чтобы изменить предложение: оно будет неэластичным.
В среднесрочный период производитель имеет возможность использовать резервы производства и увеличить предложение: его эластичность возрастает. В долгосрочный период производитель имеет возможность расширить производство и увеличить выпуск продукции. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Цена – количество денег, выплачиваемое за единицу товара; выраженная в деньгах стоимость единицы товара.

Спрос – это желание и способность потребителей покупать товары и услуги.

Предложение – это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.

Закон спроса – чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.

Закон предложения – чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Таким образом, зависимость между ценой товара и его предложением прямо пропорциональная.

Эластичность спроса – понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос.

Эластичность предложения – понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения при цене, называемой равновесной.

Равновесная цена – это цена, при которой наступает рыночное равновесие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: