Предложение можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Обозначается S (supply - предложение).
Соответственно величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени. Обозначается QS ( quantity supply - величина предложения).
Объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Данная зависимость является законом предложения.
Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести без затрат, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.
|
|
Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей увеличивается, с сокращением - падает.
Функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной его предложения является главной причиной изменения предложения. Эта зависимость может быть представлена в графической форме.
S2 | S | ||||||||||||||||||
P | P | S1 | |||||||||||||||||
S | |||||||||||||||||||
S2 | |||||||||||||||||||
S | S | ||||||||||||||||||
S1 | |||||||||||||||||||
QS | QS | ||||||||||||||||||
а) | б) | ||||||||||||||||||
Рис. 5. Кривая предложения и способы ее изменения
|
|
SS - кривая предложения, которая выпукла от начала координат, т.е. имеет положительный наклон, т.к. связана с прямой зависимостью между величиной предложения данного товара и изменением цены на данный товар при прочих факторах неизменных, и со стремлением производителя продать подороже больше товара.
Она показывает, какое количество товара Q производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т.е. при сохранении прочих условий неизменными (рис. 5 а).
Таким образом, величина предложения - это количество предложения на одной кривой предложения, которое изменяется под влиянием ценового фактора и сопровождается движением вдоль кривой предложения в то время, как сама кривая предложения не меняется.
Помимо главного фактора предложения - цены товара на объем предложения влияют другие факторы. В частности те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны следующие:
- технические возможности производителя, характер применяемой технологии;
- цены используемых ресурсов;
- налоги и дотации на производителя;
- ожидания продавцов;
- цены на сопряженные товары;
- число продавцов;
- прочие факторы.
При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме движением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис. 5 б).
Сдвиг кривой предложения вправо (в сторону увеличения, на рисунке от S до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товары в будущем упадут).
Соответственно сдвиг кривой предложения влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения S в положение S2) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.
Таким образом, предложение - это количество предложения на разных кривых предложения, которое изменяется под влиянием неценовых факторов и сопровождается сдвигом кривой предложения вправо или влево.
Рассмотрим воздействие неценовых факторов на предложение подробнее:
1. Цены на ресурс. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. сместит кривую предложения вправо (SS стремится к S1S1). Повышение цен на ресурс окажет обратное воздействие и уменьшит предложение товара, сместив кривую предложения влево (SS сместится к S2S2).
Таким образом, между изменением факторной цены и предложением данного товара обратная зависимость.