III. Предложение. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения

Рыночное предложение отражает поведение производителей, т.е. их желание и способность поставлять блага на рынок. Экономический анализ рыночного спроса оперирует как количественными, так и временными характеристиками.

Предложение – это то количество блага, которое готов реализовать продавец по определенным ценам и при прочих равных условиях в определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.


Табличное представление

Цена стаканчика мороженого Объем предложения стаканчиков
   
   
   
   
   
   
   

Графическое представление

 
 


Количество стаканчиков

Кривая предложения – это линия, отражающая характер изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени и показывающее минимальное значение цены для каждого объема предложения


Рыночное и индивидуальное предложение

Цена стаканчика мороженого Объем предложения стаканчиков
Продавец 1 Продавец 2 Рыночное предложение
       
       
       
       
       
       
       

Предложение продавца 1+ Предложение продавца 2 = Рыночное предложение


Математическое представление

Функция предложения – это установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает количество блага, поставляемого на рынок при существующих условиях в единицу времени.

Qsi = f(Pi, Pr, Pk, T, Tax, N, E)

Величина предложения является зависимой переменной, факторы предложения выполняют роль независимых переменных


Факторы предложения:

- цена данного товара (Pi),

- цены на ресурсы и прочие товары (Pr. Pk),

- характер применяемой технологии (T),

- налоги и дотации (Tax),

- численность продавцов (N),

- ожидания производителей (E),

- погодные условия и т.д.


Зависимость предложения от цены

Прямая функция предложения:

Qs = с + d*P

Обратная функция предложения:

Ps = -c/d + (1/d)* Qs


Закон предложения – объем предложения изменяется в прямой зависимости от цены (при прочих равных условиях).

  Графически закона предложения проявляется в наклоне кривой предложения.   Аналитически закон предложения проявляется в положительном знаке коэффициента перед ценой блага. QS = c + dP

Исключение – кривая предложения на рынке труда имеет следующий вид:

Такая форма кривой обусловлена тем, что начиная с определенного критического момента, когда объем труда достигаем максимума, дальнейшее увеличение заработной платы повышает ценность такого ресурса как досуг, или свободное время.

Q
Q2
Q1
Q0
Р2
Р1
Р0
Р

Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов. Экономическое содержание этого процесса: повышение цены, приведет к увеличению величины предложение, , а снижение цены к уменьшению предложения. Изменение цены, как и в случае со спросом, приводит к изменению объема предложения и графически выглядит как движение вдоль кривой предложения.

Q2
Q1
Q0
Р1
Р0
Р2
S1
Q
S2
S0
Р

Прочие же факторы, которые относят к категории «неценовые», изменяют не объем предложения, а само предложение, т.е. оказывают воздействие на функцию предложения и определяют ее сдвиг. Изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой предложения. Линия предложения сдвигается вправо (S1), если предложение увеличилось, и влево (S2), если снизилось.

Факторы Изменение этого фактора вызывает:
Цена товара Перемещение вдоль по кривой спроса
Цены ресурсов Сдвиг кривой предложения
Технология Сдвиг кривой предложения
Количество продавцов Сдвиг кривой предложения
Ожидания Сдвиг кривой предложения
Налоги и субсидии Сдвиг кривой предложения

Зависимость предложения от неценовых факторов.

Q2
Q1
Q0
Р1
Р0
Р2
S1
Q
S2
S0
Р

  1) Цены факторов производства 2) Технология 3) Численность производителей 4) Налоги и субсидии 5) Цены других товаров 6) Ожидания производителей в отношение: a. цены блага b. цен на ресурсы

Прямая эластичность предложения по цене характеризует относительное изменение предложения на i -тый товар при изменении его цены. Степень эластичности предложения показывает к оэффициент прямой эластичности предложения по цене – процентное изменение предложения к 1%-му изменению цены. Это показатель степени чувствительности изменения предложения к изменению цены.

Факторы ценовой эластичности предложения

1) Фактор времени.

2) Характер реализуемого продукта по возможности хранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: