Рыночное предложение отражает поведение производителей, т.е. их желание и способность поставлять блага на рынок. Экономический анализ рыночного спроса оперирует как количественными, так и временными характеристиками.
Предложение – это то количество блага, которое готов реализовать продавец по определенным ценам и при прочих равных условиях в определенный период времени.
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Табличное представление
Цена стаканчика мороженого
| Объем предложения стаканчиков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графическое представление
Кривая предложения – это линия, отражающая характер изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены в единицу времени и показывающее минимальное значение цены для каждого объема предложения
Рыночное и индивидуальное предложение
Цена стаканчика мороженого
| Объем предложения стаканчиков
|
Продавец 1
| Продавец 2
| Рыночное предложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предложение продавца 1+ Предложение продавца 2 = Рыночное предложение
Математическое представление
Функция предложения – это установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает количество блага, поставляемого на рынок при существующих условиях в единицу времени.
Qsi = f(Pi, Pr, Pk, T, Tax, N, E)
Величина предложения является зависимой переменной, факторы предложения выполняют роль независимых переменных
Факторы предложения:
- цена данного товара (Pi),
- цены на ресурсы и прочие товары (Pr. Pk),
- характер применяемой технологии (T),
- налоги и дотации (Tax),
- численность продавцов (N),
- ожидания производителей (E),
- погодные условия и т.д.
Зависимость предложения от цены
Прямая функция предложения:
Qs = с + d*P
Обратная функция предложения:
Ps = -c/d + (1/d)* Qs
Закон предложения – объем предложения изменяется в прямой зависимости от цены (при прочих равных условиях).
Графически закона предложения проявляется в наклоне кривой предложения.
|
Аналитически закон предложения проявляется в положительном знаке коэффициента перед ценой блага.
QS = c + dP
|
Исключение – кривая предложения на рынке труда имеет следующий вид:
| Такая форма кривой обусловлена тем, что начиная с определенного критического момента, когда объем труда достигаем максимума, дальнейшее увеличение заработной платы повышает ценность такого ресурса как досуг, или свободное время.
|
| Изменение величины предложения отражает изменение объема предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов.
Экономическое содержание этого процесса: повышение цены, приведет к увеличению величины предложение, , а снижение цены — к уменьшению предложения.
Изменение цены, как и в случае со спросом, приводит к изменению объема предложения и графически выглядит как движение вдоль кривой предложения.
|
| Прочие же факторы, которые относят к категории «неценовые», изменяют не объем предложения, а само предложение, т.е. оказывают воздействие на функцию предложения и определяют ее сдвиг.
Изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой предложения.
Линия предложения сдвигается вправо (S1), если предложение увеличилось, и влево (S2), если снизилось.
|
Факторы
| Изменение этого фактора вызывает:
|
Цена товара
| Перемещение вдоль по кривой спроса
|
Цены ресурсов
| Сдвиг кривой предложения
|
Технология
| Сдвиг кривой предложения
|
Количество продавцов
| Сдвиг кривой предложения
|
Ожидания
| Сдвиг кривой предложения
|
Налоги и субсидии
| Сдвиг кривой предложения
|
Зависимость предложения от неценовых факторов.
|
1) Цены факторов производства
2) Технология
3) Численность производителей
4) Налоги и субсидии
5) Цены других товаров
6) Ожидания производителей в отношение:
a. цены блага
b. цен на ресурсы
|
Прямая эластичность предложения по цене характеризует относительное изменение предложения на i -тый товар при изменении его цены. Степень эластичности предложения показывает к оэффициент прямой эластичности предложения по цене – процентное изменение предложения к 1%-му изменению цены. Это показатель степени чувствительности изменения предложения к изменению цены.
Факторы ценовой эластичности предложения
1) Фактор времени.
2) Характер реализуемого продукта по возможности хранения.