Факторные модели анализа влияния факторов на показатели производства и реализации продукции
Между рассмотренными стоимостными показателями продукции существует взаимосвязь, которая в аналитических целях может быть изучена с помощью построения факторных моделей.
Факторы, определяющие объем производства (ВП) продукции, а также влияющие на объем ее реализации (РП) можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП = Ч * В; РП = dрп * Ч * В
где Ч – среднесписочная численность работников предприятия; В – среднегодовая выработка продукции одним работником; dрп – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.
2) обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:
ВП = ОС * f; РП = dрп * ОС * f
где ОС – среднегодовая сумма основных средств предприятия; f – фондоотдача основных средств.
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ * м; РП = dрп * МЗ * м
где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;
м – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов можно провести одним из способов факторного анализа.
Для факторного анализа чистой продукции целесообразно использовать следующую методику: ЧП = ТП – МЗ - А,
Совокупное изменение ЧП: ΔЧП = ЧП1 - ЧПо
В том числе в результате влияния определяющих факторов:
- за счет изменения стоимости ТП:
ΔЧПТП = ЧПо (IТП - 1)
- за счет изменения материалоемкости продукции (использования материальных ресурсов): ΔЧПМЗ = Мзо ∙ IТП - МЗ1
- за счет изменения суммы амортизации:
ΔЧПА = А0 ∙ IТП - А1
Совокупное влияние всех трех факторов составляет:
ΔЧП = ΔЧПТП + ΔЧПМЗ+ ΔЧПА
По результатам факторного анализа разрабатываются конкретные мероприятия по улучшению ситуации.
Статистический анализ выполнения плана является одним из важнейших этапов оценки рациональности формирования и выполнения производственной программы,
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится сопоставлением фактических данных с плановыми, как по отдельным видам продукции, так и в целом по предприятию.
Квп = 
При этом необходимо помнить, что план по отдельным видам продукции может быть выполнен и перевыполнен, но при этом будет наблюдать невыполнение плана по ассортименту и комплектности (структуре).
Ассортимент продукции – детализированный перечень продукции, производимой и реализуемой предприятием (или его подразделением) и представленной отдельной позицией плана.
Анализ ассортимента продукции базируется на изучении динамики и выполнения плана по всему перечню изделий, изготавливаемых на предприятии.
Коэффициент выполнения плана по ассортименту (Квпасс) определяется как отношение стоимости фактически выпущенных изделий, но не выше плана по каждой ассортиментной позиции (
) к их общему плановому выпуску (Qпл).

При этом план может быть либо выполнен, либо недовыполнен, перевыполнения в данном случае не учитываются.
В процессе анализа необходимо изучить не только изменения в ассортименте, но и в структуре продукции. Если на предприятии изготавливаются изделия, из которых в дальнейшем комплектуются более сложные виды продукции, то необходимо проводить оценку выполнения плана по комплектности (структуре) продукции.
Структура продукции – это соотношение объемов выпуска отдельных изделий в общем объеме их выпуска.
Выполнение плана по структуре подразумевает соблюдение запланированного соотношения, поэтому оценка выполнения плана по структуре продукции производится сопоставлением фактических удельных весов отдельных видов продукции с плановыми.
Коэффициент выполнения плана по структуре (Квпстр) определяется как отношение объема выпуска продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре (
) к ее фактическому выпуску (Qф). При этом по каждой номенклатурной позиции в выполнение плана по структуре засчитывается фактический объем, но не выше фактического объема, пересчитанного на плановую структуру по этой же номенклатурной позиции.

Пример:
| Изделия | Объем выпуска | Зачтено в выполнение плана по ассортименту | Структура по плану | Фактический объем при плановой структуре | Зачтено в выполнение плана по структуре | |
| по плану | фактически | |||||
| А | 0,268 | |||||
| Б | 0,732 | |||||
| В | 0,000 | |||||
| Итого | 1,000 |
Рассчитаем коэффициенты выполнения плана:
- по объему: Квп = 615: 560 = 1,098 (109,8%)
- по ассортименту: Квпасс = 520: 560 = 0,928 (92,8%)
- по структуре: Квпстр = 535: 560 = 0,955 (95,5%)
Вывод: несмотря на перевыполнение плана по объему выпуска на 9,8%, план по ассортименту недовыполнен на 7,2%, по структуре недовыполнение составило 4,5%.
Большое значение при изучении деятельности предприятии имеет анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность – равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Неритмичность ухудшает все показатели работы предприятия: снижает качество продукции; увеличивает объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; замедляется оборачиваемость капитала; предприятие платит штрафы за несвоевременную поставку продукции потребителю; несвоевременно поступает выручка и т.п.
Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели:
- коэффициент ритмичности – определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного;
- коэффициент вариации:
, где
– план выпуска;
- коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции за каждый период (на основании коэффициента выполнения плана).
Косвенные показатели: наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков НЗП и готовой продукции.
Среди внутренних причин аритмичности чаще всего встречаются такие, как трудности сбыта продукции, тяжелое финансовое положение предприятия; низкий уровень организации производства, его материально-технического обеспечения. Внешние причины – несвоевременная поставка сырья и материалов, недостаток энергоресурсов и т.д.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы предприятия.