Статистическое изучение уровня и динамики качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Качество продукции совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический уровень продукции;

- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

- обосновывается возможность повышения качества продукции, сокращения брака.

Выделяют три группы показателей качества:

- обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения и включают:

• удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

• удельный вес продукции высшей категории качества;

• средний коэффициент сортности;

• удельный вес сертифицированной продукции;

• удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

• удельный вес экспортируемой продукции.

- индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств: полезность, долговечность, надежность, технологичность, эстетичность, эргономичность, изделий.

- косвенные показатели - это штрафы за некачественную продук­цию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

На первом этапе анализа изучают динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню каче­ства продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (конди­ции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортно­сти, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно найти отношением сто­имости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продук­ции по цене первого сорта:

,

где - суммарный объем производства, р1сорт – цена продукции первого сорта.

На втором этапе анализа определяют влияние качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товар­ной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, оп­ределяют потери от брака.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по повышению качества продукции



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: