Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
- оценивается технический уровень продукции;
- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
- обосновывается возможность повышения качества продукции, сокращения брака.
|
|
Выделяют три группы показателей качества:
- обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения и включают:
• удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
• удельный вес продукции высшей категории качества;
• средний коэффициент сортности;
• удельный вес сертифицированной продукции;
• удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
• удельный вес экспортируемой продукции.
- индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, долговечность, надежность, технологичность, эстетичность, эргономичность, изделий.
- косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
На первом этапе анализа изучают динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно найти отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продукции по цене первого сорта:
,
где - суммарный объем производства, р1сорт – цена продукции первого сорта.
На втором этапе анализа определяют влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.
|
|
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по повышению качества продукции