2.3.1. Совокупность всех УР в компании должна быть ориентирована на достижение выработанных в компании целей
Цель рассматривают как процесс и как явление. Цель компании как процесс отражает принятую в компании тенденцию развития (например, максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции). Как явление цель представляет мотивированные документы, также касающиеся развития компании, типа бизнес-плана, текстов различных задач.
Цель управленческого решения. Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Как явление цель также представляет мотивированные документы типа задания на разработку УР, философия УР или стратегия УР.
5 признаков цели:
? желательность для ее инициатора (руководителя, специалиста);
? возможность выполнения в технической, экономической и др. областях;
? необходимость для коллектива компании и общества;
|
|
? историческая приемлемость для ближайшего окружения внешней среды;
? постоянное развитие (расширение, сокращение, повышение, добавление, удовлетворение, получение максимальной прибыли, умножение и т.д.).
Свойства цели:
? суперзависимость,
? иерархия,
? обратное преобразование,
? недостижимость абсолютных значений.
Суперзависимость — это существенная зависимость эффективности достижения каждой цели от достижения других целей, находящихся в ее подчинении или создающих для нее необходимые условия.
Свойство иерархии — большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идеи большой цели. Обычно УР направлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее 2 задач. Если получается только одна, то цель перерождается в задачу.
Свойство обратного преобразования — набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач.
Свойство недостижимости абсолютных значений — все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно или дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса.
2.3.2.Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий для подготовки или реализации УР, без указаний средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения (Твып) без указания механизма ее достижения
|
|
Варианты выполнения работ:
? цель может быть не реализована по каким-либо причинам (кривая 1);
? цель может быть достигнута и предусмотренные сроки — в пределах допустимого временного диапазона (кривая 2);
? цель может быть достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Возможно, что такой исход будет допустимым, а возможно и то, что к моменту достижения цели она станет неактуальной или просто ненужной.
Условия эффективного использования данной технологии:
? решение разрабатывается для персонала численностью не более 10 чел., чтобы возможные неудачи не принесли больших убытков компании;
? время выполнения задания не должно превышать 1 мес. со дня его выдачи по аналогичной причине;
? наличие высокого уровня профессионализма персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя;
? при производстве новых товаров, услуг, информации или знаний;
? при наличии устойчивых неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.
2.3.3.Программно-целевая технология — это выдача руководителем для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения. Используется для типовых работ с применением стандартных средств и методов. Технология предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль (рис. 5).
Условия эффективного использования данной технологии:
? решение разрабатывается для персонала численностью не более 1000—1500 чел.;
? время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
? должна быть обеспечена определенность и доступность управленческих и производственных ресурсов;
? наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;
? направленность УР на выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
? наличие большого объема типовых процедур, ситуаций и решений.
Программно-целевая технология базируется на современных знаниях об эвристических методах и приемах ПРУР, экономико-математических методах и информационных технологиях.
2.3.4. Регламентная технология — это выдача руководителем для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения. Эта технология основана на соблюдении требования (регламента) о безусловном неудалении от цели, т.е. возможно либо приближение к цели, либо неизменяемость результатов в течение небольшого времени (рис. 6).
Это связано с тем, что руководитель твердо уверен в положительных результатах УР, хотя точно не знает конкретные пути достижения цели. Обычно такая ситуация складывается при подготовке или реализации УР, касающихся большого числа людей, страны или миропорядка в целом. Технология предусматривает жесткий контроль над положительной динамикой процесса выполнения задания.
Условия эффективного использования данной технологии:
? решение разрабатывается для персонала или населения численностью не менее 10 тыс. человек;
? время выполнения задания не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели). Ориентировочное время достижения цели — свыше 1 года;
? наличие практической возможности существенного и непрогнозируемого ограничения ресурсов (финансовых, технологических, интеллектуальных, сырьевых и др.);
|
|
? инновационный или длительный характер ПРУР.
Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией как руководителя, так и исполнителя. Данная технология формирует УР для управления по результатам.
Приоритеты использования технологий зависят от условий деятельности подразделения, компаний и их организационно-правовой формы, численности персонала или населения, в интересах которых принимается УР.
Алгоритм принятия управленческого решения:
? выбирается одна из трех целевых технологий управления;
? для выбранной технологии подбирают одну или несколько процессорных технологий управления;
? для каждой процессорной технологии выбирают один или несколько методов для достижения качества управленческой деятельности, производственной технологии, рекламной кампании и креатива.