ПРОЦЕССОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Организация управления — непрерывная цепочка, определенная последовательность действий, объединенных в этапы в соответствии с их качественным содержанием и однородностью операций, необходимых для профессионального осуществления процесса управления.
Основные элементы, необходимые для принятия решения:
? наличие сознательного выбора;
? ориентация на одну или несколько целей;
? наличие завершающего действия, т.е. решения. Решение — это осознанный выбор из нескольких альтернатив достижения одной или нескольких целей. Для принятия решения характерен осознанный процесс выбора альтернативы.
Направления развития теории принятия решений: - эмпирически-реалистические теории (дескриптивные) — описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их цель — развитие гипотезы об отношениях отдельных людей или групп в процессе принятия решений, с помощью этих гипотез следует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций;
|
|
— нормативные теории — показывают, как должны рационально приниматься решения.
Две основные функции решений: фильтрующая и связующая.
Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных вариантов дальнейшей деятельности.
Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.
2.5.1.Этапы организации разработки УР: информационный, оценки ситуации, определения и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, принятия решения.
1 ЭТАП. На информационном этапе осуществляются сбор, обработка, сжатие и хранение информационных массивов о состоянии макросреды, среды прямого влияния и микросреды. Основным предметом данного этапа выступает управленческая информация — совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и ее окружении. Классификация информации:
? по назначению: одноцелевая (связана с решением конкретной проблемы) и многоцелевая (используется при решении нескольких разнообразных проблем);
? по возможности хранения: фиксируемая (может храниться практически бесконечно, не подвергаясь искажению) и нефиксируемая (используемая в момент получения, подвержена постепенному искажению);
? по степени готовности для использования: первичная (совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего), промежуточная (сведения, прошедшие через процесс предварительной очистки и систематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего применения), конечная (используемая для обоснования решения);
|
|
? по полноте: частичная (используется только в совокупности с другой информацией) и комплексная (дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте);
? по степени надежности: достоверная и вероятностная (обусловленная невозможностью получить надежные сведения).
2 ЭТАП. На основе информации, полученной в результате выполнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация — совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой. Управленческая ситуация — это характеристика сложившегося состояния производственной организации, которое, с точки зрения субъекта управления, может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.
Ситуационное управление основано на выявлении ситуаций, их классификации и выполнении различных преобразований, приводящих к их разрешению.
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. В основном они являются результатом реализации ранее принятых УР. Основные внутренние переменные — цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы.
3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Критические переменные никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.
Две группы внешних переменных: факторы макросреды и факторы прямого влияния, исследование которых базируется на стратегическом анализе.
Наличие и проявление системной взаимосвязи элементов микросреды и внешнего окружения приводит к выводу о закономерной обусловленности возникновения ситуаций при взаимодействии этих элементов. Для каждого типа ситуаций характерны три этапа:
1) исследование причин и источников возникновения ситуаций, а также объектов, на которые может быть направлено управленческое воздействие с целью разрешения ситуации;
2) разработка методов формирования процедур управления, адекватных целям разрешения всей совокупности ситуаций и соответствующим циклам управления;
3) выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информационных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуаций.
При выявлении признаков возникающих ситуаций главный элемент — целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различают определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения.
Классификация ситуаций:
? по отношению к источникам возникновения: ситуации внешней среды, внутренней среды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения;
? по причине появления: ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; с возникновением случайных обстоятельств; с искусственно создаваемыми трудностями (например, с конкурентами);
|
|
? по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические;
? по масштабу: общесистемные, подсистемные и элементные;
? по сложности: простые и сложные;
? по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу;
? по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
? по оценки субъекта управления: удовлетворительные и проблемные.
3 ЭТАП. Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация выступает, с одной стороны, как совокупность целей субъекта, а с другой — как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы.
Проблема — это расхождение между действительным и желаемым состояниями при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидения результатов. Параметры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообес-печенность, ценность предполагаемого результата.
Матрица определения проблем (по Кепнеру и Трего) приведена в табл. 3.