Организация управления как система формирования УР

ПРОЦЕССОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Организация управления — непрерывная цепочка, определенная последовательность действий, объединен­ных в этапы в соответствии с их качественным содержа­нием и однородностью операций, необходимых для про­фессионального осуществления процесса управления.

Основные элементы, необходимые для принятия ре­шения:

? наличие сознательного выбора;

? ориентация на одну или несколько целей;

? наличие завершающего действия, т.е. решения. Решение — это осознанный выбор из нескольких аль­тернатив достижения одной или нескольких целей. Для принятия решения характерен осознанный процесс вы­бора альтернативы.

Направления развития теории принятия решений: - эмпирически-реалистические теории (дескриптив­ные) — описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их цель — развитие гипо­тезы об отношениях отдельных людей или групп в про­цессе принятия решений, с помощью этих гипотез сле­дует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций;

— нормативные теории — показывают, как должны ра­ционально приниматься решения.

Две основные функции решений: фильтрующая и свя­зующая.

Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть резуль­тат фильтрации из многих возможных вариантов дальней­шей деятельности.

Связующая функция решений состоит в том, что в про­цессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.

2.5.1.Этапы организации разработки УР: информационный, оценки ситуации, определения и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, принятия решения.

1 ЭТАП. На информационном этапе осуществляются сбор, об­работка, сжатие и хранение информационных массивов о состоянии макросреды, среды прямого влияния и мик­росреды. Основным предметом данного этапа выступает управленческая информация — совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и ее окру­жении. Классификация информации:

? по назначению: одноцелевая (связана с решением конкретной проблемы) и многоцелевая (используется при решении нескольких разнообразных проблем);

? по возможности хранения: фиксируемая (может храниться практически бесконечно, не подвергаясь иска­жению) и нефиксируемая (используемая в момент полу­чения, подвержена постепенному искажению);

? по степени готовности для использования: первич­ная (совокупность полученных непосредственно из ис­точника несистематизированных данных, содержащих много лишнего), промежуточная (сведения, прошедшие через процесс предварительной очистки и систематиза­ции, позволяющей решить вопрос о конкретных направ­лениях и способах их дальнейшего применения), конеч­ная (используемая для обоснования решения);

? по полноте: частичная (используется только в со­вокупности с другой информацией) и комплексная (дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте);

? по степени надежности: достоверная и вероятност­ная (обусловленная невозможностью получить надежные сведения).

2 ЭТАП. На основе информации, полученной в результате вы­полнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация — совокупность условий, возникаю­щих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаи­модействия подсистем организации между собой и с внешней средой. Управленческая ситуация — это харак­теристика сложившегося состояния производственной организации, которое, с точки зрения субъекта управле­ния, может быть удовлетворительным или неудовлетво­рительным. В последнем случае ситуация становится про­блемной, она характеризует реальные несовпадения же­лаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.

Ситуационное управление основано на выявлении си­туаций, их классификации и выполнении различных пре­образований, приводящих к их разрешению.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. В основном они являются результа­том реализации ранее принятых УР. Основные внутрен­ние переменные — цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы.

3 основных аспекта человеческой переменной в ситуа­ционном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Критические переменные никогда не могут рассматри­ваться отдельно друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.

Две группы внешних переменных: факторы макросре­ды и факторы прямого влияния, исследование которых базируется на стратегическом анализе.

Наличие и проявление системной взаимосвязи эле­ментов микросреды и внешнего окружения приводит к выводу о закономерной обусловленности возникновения ситуаций при взаимодействии этих элементов. Для каж­дого типа ситуаций характерны три этапа:

1) исследование причин и источников возникновения ситуаций, а также объектов, на которые может быть на­правлено управленческое воздействие с целью разреше­ния ситуации;

2) разработка методов формирования процедур управ­ления, адекватных целям разрешения всей совокупнос­ти ситуаций и соответствующим циклам управления;

3) выявление последовательности, объема и содержа­тельного разнообразия информационных процессов, со­вершаемых в рамках процедур разрешения ситуаций.

При выявлении признаков возникающих ситуаций главный элемент — целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах раз­личают определенные этапы накопления проблем и зна­ний, необходимых для их решения.

Классификация ситуаций:

? по отношению к источникам возникновения: ситу­ации внешней среды, внутренней среды и ситуации вза­имодействия микросреды и внешнего окружения;

? по причине появления: ситуации, связанные с со­хранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; с возникновением случайных об­стоятельств; с искусственно создаваемыми трудностями (например, с конкурентами);

? по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психоло­гические;

? по масштабу: общесистемные, подсистемные и эле­ментные;

? по сложности: простые и сложные;

? по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу;

? по времени: краткосрочные, среднесрочные и дол­госрочные;

? по оценки субъекта управления: удовлетворитель­ные и проблемные.

3 ЭТАП. Проблемная ситуация характеризует реальные несов­падения желаемого и действительного уровней удовлет­ворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация выступает, с одной стороны, как совокупность целей субъекта, а с другой — как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации не­обходимо решить возникшие проблемы.

Проблема — это расхождение между действительным и желаемым состояниями при неизвестных способах пре­одоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидения результатов. Пара­метры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообес-печенность, ценность предполагаемого результата.

Матрица определения проблем (по Кепнеру и Трего) приведена в табл. 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: