Сущность и состав себестоимости

Одним из условий рыночного хозяйствования являет­ся знание издержек производства, включающих в себя себе­стоимость изделия. Себестоимость выступает как исходная база для формирования цены.

В общем виде себестоимостью продукции называются все текущие затраты на производство и реализацию единицы продукции в денежной форме.

Затраты на создание (производство) продукции могут возникать на различных стадиях производственного процесса:

1) непосредственно по месту создания продукции - так называемая цеховая себестоимость, включающая все за­траты данного подразделения на производство продукции;

2) на уровне организации в целом - производственная себестоимость, включающая производственные затраты под­разделений и расходы по управлению организацией;

3) полная себестоимость, формирующаяся на стадии реализации продукции и состоящая из суммы производст­венной себестоимости и расходов на реализацию. При опре­делении цены в расчет берется полная себестоимость.

Классификация затрат на производство позволяет вы­явить однородные группы затрат по определенному признаку (рис. 1).

Рис. 1. Группировка затрат на производство

I. В зависимости от характера участия в производственном процессе затраты делятся на:

1) производственные - связанные с производством продукции;

2) внепроизводственные - связанные с реализацией.

II. В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции затраты делятся.

1) Прямые расходы - связаны непосредственно с изго­товлением продукции.

Прямые статьи затрат включают:

а) основные материалы,

б) топливо и энергию на технологические цели …

2) Косвенные расходы - производственные статьи не­скольких видов продукции - не могут быть отнесены непо­средственно на каждое изделие, поэтому они устанавливаются пропорционально.

III. В зависимости от объемов производства:

1) условно-переменные, находя­щиеся в прямой зависимости от объемов производства;

2) условно-постоянные, абсо­лютная величина которых не изменяется при изменении объ­емов производства.

IV. Издержки, формирующие себестоимость продукта (ус­луги), могут группироваться по двум направлениям:

1) по экономическим элементам (устанавливается общая сумма затрат на создание продуктов по организации в целом

по следующим экономическим эле­ментам:

- сырье и основные материалы;

- вспомогательные материалы (материалы, ис­пользованные на содержание и текущий ремонт зданий);

- расходы на оплату труда персонала;

- амортизация основных фондов;

- прочие производственные расходы (командиро­вочные, почтовые).

2) по калькуляционным статьям (исчисление всех эле­ментов себестоимости конкретного продукта или услуги).

Калькуляционные статьи, учитываемые в себестоимо­сти, в обобщенном виде:

В том числе

- Цеховые расходы (включают затраты на содержа­ние аппарата управления подразделением, на содержание и текущий ремонт зданий и сооружений и т.д.; определяются в процентах к основной заработной плате или расходам на со­держание и эксплуатацию оборудования).

- Общехозяйственные расходы (включают заработ­ную плату аппарата управления организацией, расходы на со­держание зданий и сооружений организации, на их амортиза­цию, на содержание лабораторий; определяются аналогично цеховым расходам).

- Внепроизводственные (коммерческие) расходы (включают вес затраты на реализацию продукции - транспор­тировку, хранение, реализацию; считаются в процентах к сум­ме предыдущих статей). И т.д.

Сумма всех статей калькуляции составляет полную (коммерческую) себестоимость.

На практике применяются несколько методов опреде­ления себестоимости продукции или услуг.

1. Метод удельных затрат - рассмотрели

2. Балльный метод заключается в оценке каждого технико-экономического показателя изделия по определенной балльной шкале в зависимости от степени соответствия изделию-аналогу, из лучших мировых образцов. Указанные баллы суммируются и умножаются на себестоимость изделия-аналога.

3. Агрегатный метод позволяет определить себе­стоимость как сумму затрат на создание отдельных частей (блоков) изделия (услуги), величина которых известна.

4. Параметрический метод основан на определе­нии зависимости между величиной параметра изделия и за­тратами на его производство. Наличие зависимости позволяет построить корреляционную модель и установить тесноту свя­зи. Метод отличается большей точностью, чем остальные, но применим только для подобных изделий - аналогов, поэтому ограничен в применении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: