Одним из условий рыночного хозяйствования является знание издержек производства, включающих в себя себестоимость изделия. Себестоимость выступает как исходная база для формирования цены.
В общем виде себестоимостью продукции называются все текущие затраты на производство и реализацию единицы продукции в денежной форме.
Затраты на создание (производство) продукции могут возникать на различных стадиях производственного процесса:
1) непосредственно по месту создания продукции - так называемая цеховая себестоимость, включающая все затраты данного подразделения на производство продукции;
2) на уровне организации в целом - производственная себестоимость, включающая производственные затраты подразделений и расходы по управлению организацией;
3) полная себестоимость, формирующаяся на стадии реализации продукции и состоящая из суммы производственной себестоимости и расходов на реализацию. При определении цены в расчет берется полная себестоимость.
Классификация затрат на производство позволяет выявить однородные группы затрат по определенному признаку (рис. 1).
Рис. 1. Группировка затрат на производство
I. В зависимости от характера участия в производственном процессе затраты делятся на:
1) производственные - связанные с производством продукции;
2) внепроизводственные - связанные с реализацией.
II. В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции затраты делятся.
1) Прямые расходы - связаны непосредственно с изготовлением продукции.
Прямые статьи затрат включают:
а) основные материалы,
б) топливо и энергию на технологические цели …
2) Косвенные расходы - производственные статьи нескольких видов продукции - не могут быть отнесены непосредственно на каждое изделие, поэтому они устанавливаются пропорционально.
III. В зависимости от объемов производства:
1) условно-переменные, находящиеся в прямой зависимости от объемов производства;
2) условно-постоянные, абсолютная величина которых не изменяется при изменении объемов производства.
IV. Издержки, формирующие себестоимость продукта (услуги), могут группироваться по двум направлениям:
1) по экономическим элементам (устанавливается общая сумма затрат на создание продуктов по организации в целом
по следующим экономическим элементам:
- сырье и основные материалы;
- вспомогательные материалы (материалы, использованные на содержание и текущий ремонт зданий);
- расходы на оплату труда персонала;
- амортизация основных фондов;
- прочие производственные расходы (командировочные, почтовые).
2) по калькуляционным статьям (исчисление всех элементов себестоимости конкретного продукта или услуги).
Калькуляционные статьи, учитываемые в себестоимости, в обобщенном виде:
В том числе
- Цеховые расходы (включают затраты на содержание аппарата управления подразделением, на содержание и текущий ремонт зданий и сооружений и т.д.; определяются в процентах к основной заработной плате или расходам на содержание и эксплуатацию оборудования).
- Общехозяйственные расходы (включают заработную плату аппарата управления организацией, расходы на содержание зданий и сооружений организации, на их амортизацию, на содержание лабораторий; определяются аналогично цеховым расходам).
- Внепроизводственные (коммерческие) расходы (включают вес затраты на реализацию продукции - транспортировку, хранение, реализацию; считаются в процентах к сумме предыдущих статей). И т.д.
Сумма всех статей калькуляции составляет полную (коммерческую) себестоимость.
На практике применяются несколько методов определения себестоимости продукции или услуг.
1. Метод удельных затрат - рассмотрели
2. Балльный метод заключается в оценке каждого технико-экономического показателя изделия по определенной балльной шкале в зависимости от степени соответствия изделию-аналогу, из лучших мировых образцов. Указанные баллы суммируются и умножаются на себестоимость изделия-аналога.
3. Агрегатный метод позволяет определить себестоимость как сумму затрат на создание отдельных частей (блоков) изделия (услуги), величина которых известна.
4. Параметрический метод основан на определении зависимости между величиной параметра изделия и затратами на его производство. Наличие зависимости позволяет построить корреляционную модель и установить тесноту связи. Метод отличается большей точностью, чем остальные, но применим только для подобных изделий - аналогов, поэтому ограничен в применении.