А). Определение времени создания средств ЗИ
Приложение – Оценка затрат на разработку средств ЗИ
При создании технических и программных средств ЗИ возникают различные вопросы, связанные с оценкой затрат на их разработку, в том числе определения норм времени на их создание.
Нормирование труда заключается в определении количества живого труда, необходимого для выполнения той или иной конкретной работы. Любая работа может быть выполнена различными средствами и способами, в разных производственных условиях. В зависимости от этого будут разные затраты труда, необходимые для ее выполнения.
Технически обоснованные нормы затрат труда характеризуют затраты труда на выполнение работы в организационно-технических условиях производства, т.е. наиболее эффективное использование технических и технологических возможностей производства. Основная задача нормирования -это определить одну из разновидностей норм затрат труда. В настоящее время используются аналитические (аналитически-расчетные, расчетно-сравнительные, аналитически-исследовательские) и опытно-статистические методы. Нормы времени, установленные аналитическим методом, называют технически обоснованными.
|
|
При нормировании создания новой продукции (различных средств защиты информации) используются различные методы.
Новая продукция (техника) - изделие, отличное от действующих более эффективными конструктивными, технологическими и эксплуатационными параметрами, использование которых в производстве или эксплуатации приводит к увеличению эффекта (экономического, технического, социального).
Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции, от формирования исходных требований до окончания эксплуатации и утилизации изделия, представляет собой жизненный цикл продукции. Каждая стадия жизненного цикла характеризуется спецификой направленности работ и зависит от особенностей создаваемой продукции
Для технических средств ЗИ выделяют следующие стадии жизненного цикла:
• этап создания и освоения новой техники или продукции (СОНТ):
• производство;
• эксплуатация;
• утилизация.
Основные этапы системы СОНТ включают в себя:
1. Научно-исследовательские работы, включающие в себя фундаментальные, поисковые, прикладные исследования:
2. Конструкторская подготовка производства (КПП), предполагающая создание высококачественной продукции и чертежей (документации) для ее изготовления и испытания. Стадиями КПП являются: техническое задание, техническое предложение, эскизное проектирование, техническое проектирование и рабочее проектирование;
|
|
3. Технологическая подготовка производства, обеспечивающая технологическую готовность производства, т.е. наличие технологической документации:
4. Организационная подготовка производства, предполагающая проведение комплекса работ по организации производственного процесса, организации труда и оперативному планированию производства нового изделия.
Все работы цикла СОНТ требуют информационной подготовки производства (ИПП) и экономической проработки (ЭПП) предлагаемых решений.
При нормировании создания программных продуктов используются следующие методы. Боэм разработал конструктивную модель определения стоимости программного средства (КОМОСТ), которая была основана на им же предложенной каскадной модели жизненного цикла программного обеспечения. Весь жизненный цикл программного обеспечения рассматривается как сумма этапов, представляющих следующие работы:
1. Анализ осуществимости системы.
2. Проектирование изделия.
3. Детальное проектирование.
4. Кодирование и автономная отладка.
5. Комплексирование.
6. Внедрение.
7. Эксплуатация и сопровождение.
При определении норм времени разработки ПП учитывается число исходных команд, тип программного средства и корректирующие коэффициенты (атрибуты). При этом выделяются атрибуты изделия (требуемая надежность изделия, размер базы данных, сложность изделия), атрибуты ЭВМ (ограничения по быстродействию и оперативной памяти, изменяемость виртуальной машины, цикл обращения к ЭВМ), атрибуты исполнителей (квалификация аналитика и его опыт работы в данной прикладной области, квалификация про1раммиста и его опыт работы с виртуальной машиной и данным языком программирования) и атрибуты проекта (применение современных средств программирования и ограничение сроков разработки проекта).
Рассчитанные технически-обоснованные нормы времени создания повой продукции используются в дальнейшем при определении стоимостных затрат на ее создание.
Важнейшее значение для развития экономики имеют вопросы ценообразования. Отдельные вопросы ценообразования отражены в Гражданском кодексе РФ. В Уголовном кодексе РФ (ст. 178) предусмотрено применение санкций в случае установления монопольно высоких и низких цен.
Система цен — это неотъемлемая составная часть механизма регулирования экономики. Цены играют существенную роль в процессе планирования и прогнозирования деятельности любой фирмы или отдельной отрасли, поэтому политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования. Политика цен подразумевает общие цели, которые планирует достичь фирма посредством установления цен на собственную продукцию.
Разработанный план деятельности любой организации (фирмы) является основой для составления конкретного задания по объему и ассортименту продукции, а также определения цены на соответствующие виды ресурсов и готовой продукции.
Однако в ходе функционирования фирмы могут возникнуть новые варианты использования различного рода ресурсов (оборудование, рабочая сила), которые не были учтены при разработке плана. В этой ситуации цены позволяют оценить новый вариант. Если этот вариант обеспечивает повышение цены готовой продукции над затратами на ее производство, то организация будет заинтересована в его реализации.
Таким образом, цены обеспечивают непрерывность технического прогресса организации.
Ценовые издержки должны соответствовать общественно-необходимым затратам на производство продукции. Цены должны строиться с учетом:
1) уровня технических параметров,
2) уровня экономических параметров,
3) конкурентоспособности
4) снижения величины затрат на единицу конечного результата,
|
|
5) величины издержек.
Цена на продукт является фактором, определяющим прибыль производителя, и условием успешной реализации товаров и услуг. Использование цены в качестве средства привлечения потребителя дает организации следующие преимущества:
1. В отличие от других методов стимулирования спроса: проведения рекламы, индивидуализации продукта, выставок - цена не требует дополнительных денежных расходов.
2. Привлекательность товаров, выраженная в цене, для потребителя определяется легче, чем на основании рекламы.
3. Цена может использоваться как средство поддержки остальных методов стимулирования.
Устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей и их предполагаемую выгоду от покупки продукта.