Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления. Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную, контрольную.
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы. Регулирующая функция налогов заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.
Стимулирующая функция налогов проявляется через систему льгот поощрений, запретительных и ограничивающих ставок и д.р. Распределительная функция проявляется во взаимодействии с ценами, доходами, процентом и др. Контрольная функция выступает в качестве защитной функции; она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий.
Налоговый кодекс РФ содержит 28 различных налогов и сборов, относимых к федеральным (16), региональным (7) и местным (5).
В практике налогообложения выделяют следующие виды налогов.
По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются с потребителей в виде надбавки к цене товара или тарифу (акцизы, пошлины, НДС).
В зависимости от того, в распроряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.
В зависимости от субъектов уплаты различают налоги с физических и юридических лиц.
В зависимости от целевого назначения налоги подразделяются на общие (поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий) и специальные, имеющие строго определенное назначение.
Налоговая система строится на основе следующих принципов: справедливости (равенства) налогообложения, определенности и точности налогов, удобства сроков и способов уплаты налогов, экономичности (эффективности) сбора налогов.
Наряду с классическими принципами построения налоговых систем разработаны также специальные принципы: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно – правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций и др.