Финансовая политика государства. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию называются «финансовой политикой»

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию называются «финансовой политикой». В ней можно выделить два взаимосвязанных направления: фискальная политика и бюджетная политика.

Фискальная политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. Сторонники кейнсианского направления рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения и, соответственно, роста национального производства и дохода, что, в свою очередь, обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы («эффект Лаффера»).

Рис.40. «Эффект Лаффера»

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

Фискальная политика складывается из так называемой «дискреционной фискальной политики» и политики автоматических стабилизаторов. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Воздействие налогов и государственных расходов на объем национального производства противоположно. Увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и ВНП, а рост налоговых поступлений – к их уменьшению. Государственные расходы и налоги обладают мультипликативным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов показывает как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов (∆G):

Кg = ∆ВНП/∆G

или

Кg = 1/МРS,

где МРS – предельная склонность к сбережению.

Таким образом, ∆ВНП=∆G•Кg

Налоговый мультипликатор показывает как изменяется объем ВНП в результате изменения налоговых поступлений (∆Т):

Кt=∆ВНП/∆T

или

Кt=МРС/МРS,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Кg > K t Kt = МРС×Кg

Через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства. Следовательно, можно прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.

Под политикой автоматических («встроенных») стабилизаторов понимается использование экономического механизма, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.

Встроенные стабилизаторы в доходной части государственного бюджета увязывают ставки налогов с величиной получаемого дохода, что позволяет увеличение налоговых поступлений по мере роста ВНП.

К стабилизаторам в расходной части государственного бюджета относятся система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и др., препятствующие сокращению совокупного спроса в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под «бюджетной политикой государства» понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики государства.

Согласно одной из них бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, согласно другой – бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно, согласно третьей – сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой, а первоочередной задачей выступает стабильность и устойчивое развитие экономики.

Российская политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: