Реформа органов центрального управления

Реформа системы образования

1. В 1803 г. принято новое положение «Об устройстве учебных заведений», согласно которому создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий:

1 ступень – одноклассное приходское училище при церковном приходе;

2 ступень – уездное трехклассное училище;

3 ступень – шестиклассная гимназия в губернском городе;

4 ступень – университет во главе учебного округа.

Было создано 6 учебных округов – Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

2. В 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

3. Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения – лицеи (в 1811 г. – Царскосельский, в 1817 г. – Ришельевский в Одессе, в 1820 г. – Нежинский); два новых института – Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.

1. В 1802 г. издан указ о расширении прав Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.

2. В 1802–1811 гг. проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы – волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире). Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. По его мнению, преобразования следовало начинать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет – законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский становится объектом постоянных нападок «консервативной части света» и противников преобразований. О нем распускаются политические сплетни, молва объявляет его даже французским шпионом. Наступает охлаждение и в личных отношениях Александра и Сперанского. В этих условиях император «внимает общественному мнению» – реформатор удаляется от двора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: