Внешняя среда системы промышленного менеджмента

Содержание управляющей подсистемы промышленного менеджмента

Содержание управляемой подсистемы промышленного менеджмента

Содержание обеспечивающей подсистемы промышленного менеджмента

Содержание целевой подсистемы промышленного менеджмента

Структура системы промышленного менеджмента

Система промышленного менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять предприятием и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Инфраструктура промышленного менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рис.1).

Рис. 1. – Структура системы промышленного менеджмента

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта товара;

1.4 – организационно-техническое развитие производства;

1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – планирование деятельности организации;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – организация производства;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис товаров у потребителей и регулирование;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения;

К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда предприятия.

К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.

На «выходе» системы менеджмента – выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки.

К компонентам «обратной связи» системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (см. рис. 1).

В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Полезный эффект товара определяется следующейсистемой показателей качества:

1) Показатели назначения товара, характеризующие его использование по назначению на конкретном рынке.

2) Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от

· безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов;

· ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов и повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов;

· сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности, патентоспособности по мере использования объекта;

· долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

3) Экологичность товара. Показатели экологичности – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздух, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира.

4) Эргономичность товара. Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету, взаимному расположению элементов товара и др. Эргономические показатели классифицируются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические.

5) Технологичность товара. Технологичность – свойство, показывающее, насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта. К основным показателям технологичности конструкции относятся следующие: коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции, коэффициент унификации технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой, коэффициент прогрессивности технологических процессов, коэффициент блочности конструкции и др.

6) Эстетичность товара. Эстетичность – комплексное свойство качества, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, как, например, форма, гармония, композиция, стиль (менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает его психику).

7) Стандартизация и унификация товара предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей и конструктивных элементов объектов. К показателям унификации и стандартизации относятся коэффициент стандартизации объекта, коэффициент повторяемости составных частей объекта, коэффициент межпроектной унификации и др.

8). Патентно-правовой уровень товара оценивается при помощи показателя патентной защиты и показателя патентной чистоты. Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном товаре. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках, отсутствие в нем чужих решений без юридически оформленного права на их использование.

Второй стороной товара является его РЕСУРСОЕМКОСТЬ, а также ресурсоемкость производства. (п.1.2 рис. 1).

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

· абсолютные - показатели по стадиям его жизненного цикла в денежном выражении;

· структурные - показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара в процентах, от совокупных затрат (например, доля затрат на маркетинг в затратах за жизненный цикл товара, доля сырья и материалов в себестоимости продукции и т.д);

· относительные - показатели расхода ресурса на единицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса (например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла объекта);

· удельные - показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта (например, удельная материалоемкость производства товара определяется отношением расхода материалов на производство единицы товара в натуральном либо стоимостном выражении).

К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по предприятию, без привязки к конкретным товарам. К этим показателям целесообразно отнести следующие: показатель эффективности рабочего капитала, рентабельность производства, показатель задолженности и показатель эффективности активов.

Компонент 1.3 целевой подсистемы системы производственного менеджмента – РАСШИРЕНИЕ РЫНКА СБЫТА ТОВАРА – напрямую оказывает влияние на рост прибыли предприятия.

Методы расширения рынка сбыта товара рассматриваются в курсах "Маркетинг" и "Стратегический маркетинг".

Следующим компонентом целевой подсистемы системы менеджмента является ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА (1.4).

Организационно-технический уровень производства (ОТУП) характеризуется:

· результатами научно-технического прогресса и инновационной политики на уровне предприятия;

· степенью соответствия уровня технологии и организации процессов требованиям "входа" системы.

ОТУП определяется техническим и организационным уровнями производства.

Компонент 1.5 целевой подсистемы – СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – решает как текущие так и перспективные, стратегические задачи. Эти задачи ориентированы непосредственно на человека, повышение его настроения и укрепление здоровья, сохранение окружающей среды. К ежедневным текущим задачам данного компонента целевой подсистемы относятся:

· постоянное обеспечение физической безопасности работника на рабочем месте, в пути, дома и в других местах;

· постоянное обеспечение экологической безопасности продуктов питания, жилья, одежды, воздуха, воды, предметов быта, производственных помещений, орудий и предметов труда, среды обитания;

· управление пирамидой потребностей работника, т.е. создание условий для удовлетворения его физиологических, социальных потребностей, потребностей в самовыражении и самоактуализации;

· выполнение экологических, эргономических и эстетических нормативов к помещениям, орудиям и предметам труда;

· создание и поддержание нормального морально-психологического климата в коллективе, управление конфликтами и стрессами и др.

По этим направлениям необходимо проводить комплексный анализ, выявлять проблемы и формулировать конкретные цели и задачи.

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

· методическое обеспечение;

· ресурсное обеспечение;

· информационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующихНОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ межгосударственного (международного, федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.

В нормативно-методических документах должны регламентироваться все основные вопросы по построению, функционированию и развитию системы производственного менеджмента:

· по целевой подсистеме: методическое обеспечение конкурентоспособности товара, ценовая политика предприятия, управление качеством товара, политика ресурсосбережения, методы нормирования ресурсов, методика планирования социального развития коллектива, охрана окружающей природной среды;

· по обеспечивающей подсистеме системы: ресурсное обеспечение, методическое обеспечение, информационное обеспечение, правовое обеспечение, организационно-технологическое обеспечение системы;

· по управляющей подсистеме: управление персоналом, основы социологии и психологии менеджмента, методы анализа управленческих решений, методы прогнозирования управленческих решений;

· по блоку "внешняя среда системы производственного менеджмента предприятия": методика изучения влияния факторов макросреды на устойчивость и эффективность менеджмента, методика изучения влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента, методика изучения влияния факторов микросреды предприятия на эффективность менеджмента.

Чем крупнее предприятие и чем выше уровень интеграции и концентрации производства, тем больше должно быть документов по менеджменту.

Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (п.2.2. рис.1). Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

· своевременное обеспечение потребителей предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

· улучшение использования ресурсов – повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

Виды ресурсов:

· трудовые ресурсы – промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;

· материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

· основные производственные фонды (здания и сооружения, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь);

· финансовые ресурсы (собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы);

· совокупные ресурсы – сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок. Процесс движения ресурсов включает:

· формирование ресурсов;

· использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;

· восстановление ресурсов;

· утилизацию или списание ресурсов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ системы менеджмента (п.2.3. рис.1) – одна из важнейших обеспечивающих функции, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1) Отправитель – лицо, генерирующее идеи, собирающее и передающее информацию.

2) Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.

3) Канал – средство передачи информации.

4) Получатель – лицо, которому предназначенаинформация.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Основные требования, предъявляемые к качеству информации:

· своевременность;

· достоверность;

· достаточность;

· надежность (с определенной степенью риска);

· адресность;

· правовая корректность информации;

· высокая скорость сбора, обработки и передачи;

· возможность кодирования;

· актуальность информации.

Поток информации – это целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации. По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, месячную, квартальную, годовую.

Рационализация потоков информации имеет цель исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.

Заключительным этапом формирования информационного обеспечения являетсяорганизация технологического процесса переработки информации, включающая:

· формирование документооборота;

· определение состава операций по переработке информации, выполнение которых будет проводиться с помощью средств механизации и автоматизации;

· выбор состава комплекса технических средств по переработке информации, используемой при решении управленческих задач.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ системы менеджмента (п.2.4. рис.1) основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном уровне (федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты).

Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

1) Правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.).

2) Законы и нормативные акты по системам: стандартизации; метрологии; сертификации товаров и услуг; защиты прав потребителей; антимонопольной политики; управления качеством товаров; безопасности и охраны труда и др..

3) Законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды.

4) Правовое регулирование образования и функционирования предприятия, осуществляемое в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

К компонентам управляемой подсистемы СПМ относятся: планирование деятельности организации, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, организация производства, тактический маркетинг, сервис товаров у потребителей и регулирование.

Содержание перечисленных компонентов, кроме регулирования, будет раскрыто подробно на следующих занятиях.

Регулирование – функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента предприятия и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента предприятия, являются следующие:

· темпы научно-технического прогресса в области деятельности предприятия;

· новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;

· политика поставщиков;

· рыночная стратегия конкурентов;

· государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;

· ценовая политика;

· другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды предприятия и инфраструктуры региона.

Предприятие оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

· изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности;

· факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности, отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

· факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей.

Результаты факторного анализа вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план предприятия и ее рыночную стратегию.

Компонентами управляющей подсистемы являются следующие: управление персоналом; разработка управленческого решения; оперативное управление реализацией решений (см. рис. 1), которые будут рассмотрены далее в учебном курсе..

К компонентам внешней среды системы производственного менеджмента относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда предприятия.

1) Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся

· международная,

· политическая,

· экономическая,

· социально-демографическая,

· правовая,

· экологическая,

· природно-климатическая,

· научно-техническая,

· культурная.

В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования предприятия.

2) Инфраструктура региона (города), где территориально расположена предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу предприятия косвенно. К отраслям инфраструктуры относятся:

· рыночная инфраструктура (банки, страховые и др. финансовые учреждения);

· промышленность;

· строительство;

· здравоохранение;

· наука и образование;

· культура;

· торговля;

· общественное питание;

· транспорт и связь;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· бытовое обслуживание;

· пригородное сельское хозяйство и др.

3) К факторам микросреды или прямого воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования предприятия:

Факторы микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
1. Поставщики (вход системы) 1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья и материалов 1.2. Интегральный показатель качества комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. 1.3. Интегральный показатель качества входной информации 1.4. Интегральный показатель качества поступающей нормативно-методической и технико-экономической документации 1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, принятых на предприятие 1.6. Прогноз изменения условий поставок
2. Потребители (выход системы) 2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
3. Конкуренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов 3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контактные аудитории 4.1. Анализ отношения к предприятию и ее товару финансовых кругов региона (страны), СМИ, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций и др. 4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией
5. Маркетинговые посредники 5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
6. Законодательство по налоговой системе и внешне экономической деятельности 6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы предприятия 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Использование предприятиями информации по макросреде и инфраструктуре региона позволит им повысить обоснованность стратегии развития. Информацию по микросреде предприятие должно собирать или прогнозировать самостоятельно.


Лекция 2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: