Североамериканская ассоциация свободной торговли

Зона свободной торговли в Центральной Европе

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) активно включались в широко идущие на Европейском

континенте процессы либерализации внешней торговли. В основе проявленной странами Центральной Европы инициативы по созданию зоны свободной торговли лежало стремление к включению в экономическую и политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕFТА), к которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение

предусматривало создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. Соглашение основалось на принципе, когда партнёры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. В то же время соглашением был предусмотрен ряд случаев, при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или применить специальные защитные меры.

Центральноевропейское соглашение предусматривало создание зоны

свободной торговли за 4 года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных барьеров в рамках СЕFТА был направлен на постепенную адаптацию национальных производителей в странах-участницах к растущей конкуренции на внутреннем рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.

Положительным итогом создания соглашения о свободной торговле явился стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика стран региона. Запрет одностороннего повышения таможенных пошлин, закреплённый соглашением, гарантировал национальным производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырьё, материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на национальных рынках Центральноевропейских стран. За время действия соглашения о свободной торговле стороны в умеренной степени пользовались дополнительными средствами защиты внутреннего рынка на основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика либерализации. Сейчас все страны Центральной Европы вошли в состав ЕС.

Другим практически примером международной интеграции является

Североамериканская Ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской Ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчётам специалистов, не исключено, что к концу 1-го десятилетия XXI века произойдёт слияние трёх национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.п.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, если это будет продиктовано необходимостью.

Ведущую роль в развитии интеграции на Североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей.

В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставило перед ними такую задачу. Речь идёт о попытках и намерениях Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на

укрепление экономической мощи, о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США, об усиленной интеграции в этих регионах.

Помимо аргументов политического характера, каждая страна- участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведёт к росту числа рабочих мест. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоёмких, материалоёмких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнёром, а не «эксплуататора». Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и наоборот, доля Канады во внешнеторговом обороте США – 20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а соответствующая доля Франции – чуть выше 10%.

Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.

Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно скрупулёзно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоёмкой продукции, повысить прибыль, так как. оплата труда в Канаде выше, чем у партнёров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны ещё и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10-

15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объём иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определённые организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: