Лекция №3 принципы принятия управленческих решений

2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

2.1. Уровни и принципы разработки и принятия управленческих решений.

В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо не только понимать сущность и этапы этого процесса, но и учитывать его организационные аспекты, в том числе необходимо иметь представление об уровнях принятия управленческих решений.

Первоочередная задача менеджеров – решение проблем. Проблемы, которые встают перед менеджером, многообразны. Менеджер должен уметь: осуществлять анализ хозяйственной деятельности; руководить трудным совещанием; убеждать покупателя изменить свой заказ; консультировать подчиненного по вопросам внесения изменений в его служебную карьеру; регулировать конфликт; справляться с личными стрессами и т.д.

Существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения. М.Вудкок и Д.Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки:

1. Рутинный – уровень, на котором принимаемые решения представляют собой часть обычной рутины. Руководитель ведет в соответствии с имеющейся программой подобно компьютеру, распознающему ситуации и «поступающему» предсказуемым образом. Функции менеджера состоит в том, чтобы почувствовать ситуацию, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания по той или иной ситуации, действует нелогично, принимает ошибочные решения или проявляет нерешительность. На этом уровне не требуется творческий подход, поскольку все процедуры заранее предписаны.

2. Селективный – уровень, на котором требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью и от того, окажется ли оно приемлемым, экономичным и эффективным.

3. Адаптационный – уровень, на котором встречаются дополнительные трудности, т.к. руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым.

4. Инновационный – проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания менеджера. Для того чтобы добиться удовлетворенного результата, к ним необходимо применить совершенно новый подход.

Существуют следующие принципы принятия управленческих решений:

· Единоначалие:

- управленческие решения принимаются руководителем лично;

- зачастую 90% таких решений подвергается критике;

- как правило, проявляется у авторитарных руководителей, однако все шире распространяется система вовлечения исполнителей в процесс принятия решений;

· Единогласие:

- безоговорочная поддержка принимаемого решения;

- применяется в экстремальных ситуациях и при отсутствии противоборствующих групп и коалиций;

· Большинство:

- применяется в ситуации с явно выраженными коалициями и (или) разными взглядами;

- используется система голосования;

- отсутствует гарантия принятия качественного решения;

· Консенсус:

- в процессе выработки решений происходит согласование по всем спорным вопросам и различным мнениям;

- использование этого принципа обусловлено углублением демократизации, возможностью выразить свое мнение, а также ростом информационных потоков и усложнением технико-экономических условий принятия управленческих решений;

· Компромисс:

- соглашение достигается путем взаимных уступок;

- уступки должны быть разумными.

2.2.Разработка алгоритма процесса разработки и принятия решения при различных типах менеджмента.

Теория алгоритмов определяет понятие «алгоритмов» как точное предписание, определяющее процесс преобразования информации. Алгоритм разработки решений – логическая последовательность операций по разработке управленческого решения.

Рассмотрим возможные алгоритмы процесса разработки и принятия решения при различных типах менеджмента.

Алгоритм принятия решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:

· Обнаружение проблемы

· Сбор информации

· Анализ информации

· Определение целей управления при решении проблемы

· Разработка критерия эффективности решения

· Идентификация проблемы с ранее имевшей место в этой или другой организации

· Изучение приемов и их последствий, применявшихся при решении схожей проблемы

· Прогнозирование по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями использования изучаемых приемов

· Оценка и верификация вариантов решений

· Принятие, оформление, доведение до исполнителей решения, его исполнение и, наконец, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при системном менеджменте:

· Обнаружение проблемы (контроль)

· Сбор информации

· Анализ информации о системе и отношениях ее элементов;

· Диагностика проблемы

· Определение целей управления элементом при решении проблемы на уровне системы

· Разработка критерия эффективности решения

· Генерация перечня возможных управленческих воздействий для более высокого иерархического уровня – уровня системы

· Оценка и верификация вариантов решений

· Принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Таким образом, при системном менеджменте при понимании организации как совокупности взаимосвязанных элементов принятие решений основывается на анализе информации о системе и ее составляющих, а также прогнозировании последствий для элементов системы и системы в целом.

Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте:

· Обнаружение (контроль) проблемы

· Сбор информации о ситуации

· Анализ информации о ситуации

· Диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить

· Определение целей управления ситуацией при решении проблемы

· Разработка критерия оценки эффективности решения

· Генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме – источнику проблемы

· Прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации (а не системы, как в предыдущем случае)

· Верификация и оценка вариантов решений

· Принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при социально-этическом менеджменте:

· Сбор информации относительно состояния объекта управления, возможных управляющих воздействий, параметров недопустимых состояний объекта управления

· Анализ этой информации

· Диагностика проблемы

· Определение целей управления ситуацией при решении проблемы

· Разработка критерия оценки эффективности решения

· Прогноз последствий каждого из управляющих воздействий

· Оценка того, допустимы ли последствия каждого из располагаемых воздействий

· Разработка критерия оптимальности принимаемого решения

· Верификация и оценка вариантов решений

· Выбор из множества рассматриваемых решений наилучшего в соответствии с принятым критерием оптимальности

· Оформление принятого решения

· Доведение принятого решения до исполнителей или соответствующих органов управления

· Исполнение решения

· Контроль того, изменяются ли, и если изменяются, то насколько критически, параметры недопустимых состояний объекта управления.

Семинар №3: Условия и факторы качества управленческих решений.

1. Факторы, влияющие на качество управленческого решения.

2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

3. Цели и критерии оценки управленческих решений.

Доп. Вопрос: алгоритм принятия решений при стабилизационном менеджменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: