Ценовая эластичность предложения

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше у конкретного продукта хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает цена продукта в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости, как правило, неэластичен. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Чем больше времени имеется у потребителя для принятия решений, тем выше эластичность спроса на данный продукт. В краткосрочном периоде спрос на продукт неэластичен, а в долгосрочном – эластичен.

Вопрос 2.

Концепция ценовой эластичности применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же они относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично. Степень эластичности и неэластичности предложения рассчитывается точно также, как и случае со спросом; разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса мы заменяем на процентное изменение величины предложения. Таким образом, ценовая эластичность предложения представляет собой отношение процентного изменения величины предложения продукта к процентному изменению цены продукта.

Еs = изменение величины предложения продукта Х ÷ изменение цены продукта Х
исходная величина предложения продукта Х исходная цена продукта Х

Аналогичным образом, усовершенствовав нашу прежнюю формулу эластичности предложения, мы можем представить ее в окончательном виде:

Еs = изменение величины предложения продукта Х ÷ изменение цены продукта Х
сумма величин предложения продукта Х / 2 сумма цен продукта Х / 2

Поскольку цена и величина предложения находятся прямой зависимости, коэффициент Еs всегда имеет положительное значение.

Основной фактор, определяющий ценовую эластичность предложения – количество времени, которым располагает производитель, для того чтобы ответить на данное изменение цены продукта. Чем больше времени имеется у производителей, для того чтобы отреагировать на изменение спроса (приспособиться к конкретному изменению цены), тем сильнее будут соответствующие изменения объема производства и соответственно большей эластичности предложения нам следует ожидать. Реакция фирмы на рост спроса (на рост цены продукта Х) зависит от ее способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта Х за счет производства других продуктов, цены которых предполагаются неизменными. Перераспределение ресурсов требует времени, чем продолжительнее время, тем больше изменится объем производства в ответ на изменение спроса (цены) и тем выше будет эластичность предложения.

Эластичность предложения прямо пропорционально количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы ответит на изменение спроса (цены).

  Рис. 3а. Кратчайший период   Рис. 3б. Краткосрочный период   Рис. 3в. Долгосрочный период

Различают кратчайший рыночный период, краткосрочный и долгосрочный периоды.

1. Кратчайший рыночный период (рис. 3а). Производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, им не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным (кривая предложения вертикальна). Пример. Фермер продает томаты – продукт скоропортящийся, количество ограничено. Продаст по любой цене.

2. Краткосрочный период (рис. 3б). Производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет их более интенсивной загрузки, поэтому предложение оказывается более эластичным. Пример. Фермер применяет удобрения, растет урожай. С/Х площади без изменения.

3. Долгосрочный период (рис. 3в). Фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к изменившейся ситуации, включая изменение производственных мощностей. Новые фирмы могут присоединиться к отрасли, а старые покинуть ее. Пример тот же. Фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли, а также закупить больше с/х машин.

Эластичность предложения не оценивается показателем общей выручки. Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, следовательно, кривая предложения является восходящей. Вне зависимости от степени эластичности или неэластичности предложения цена и общая выручка всегда движутся в одном и том же направлении.

Вопрос 3.

Перекрестная эластичность спроса.

Предположим, компания Coca-Cola рассматривает вопрос о снижении цены на пепси-колу. При этом руководство компании интересует не только ценовая эластичность спроса на пепси-колу (увеличится или уменьшится общая выручка в результате снижения цены), но также и то, не нанесет ли увеличение объема продаж пепси-колы ущерба продажи собственно кока-колы. Насколько чувствительна величина спроса на один продукт (кока-колу) к изменению цены другого продукта (пепси-кола)? До какой степени снижение цены и расширение продаж пепси-колы сокращает объем продаж кока-колы?

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить насколько чувствительно потребление одного продукта Х к изменению цены какого-то другого продукта У. Перекрестная эластичность спроса рассчитывается так же, как простая ценовая эластичность, с той лишь разницей, что в этом случае процентное изменение потребления продукта Х соотносится с процентным изменением цены продукта У:

Еху = процентное изменение величины спроса на продукт Х ÷ процентное изменение цены продукта У

Товары-заменители. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть если величина спроса на продукт Х изменяется прямо пропорционально цене продукта У, значит, Х и У – взаимозаменяемые товары. Например, рост цены на масло заставляет потребителей покупать больше маргарина. Чем больше величина положительного коэффициента, тем больше степень заменяемости двух товаров.

Сопутствующие товары. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукт Х и У «идут в комплекте» и представляют собой взаимодополняемые товары. Пример, рост цены на бензин приведет к сокращению спроса на внедорожники. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух товаров.

Несопряженные товары. Нулевой или почти нулевой коэффициент перекрестной эластичности свидетельствует о том, что два продукта никак не связаны между собой или являются независимыми товарами. Например, изменение цены на сливочное масло не окажет никакого влияния на объем покупок смартфонов.

Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение величины спроса, обусловленное тем или иным процентным изменением потребительского дохода.

Еi = Процентное изменение величины спроса ÷ Процентное изменение дохода.

Нормальные товары. Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу имеет положительное значение. Однако положительные коэффициенты эластичности существенно различаются по величине в зависимости от продукта. Например, эластичность спроса по доходу на автомобили оценивается примерно в + 3,00, тогда как для большинства продуктов с/ х она колеблется около + 0,20.

Товары низшей категории. Отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на товар низшей категории. Восстановленные автомобильные покрышки, картофель, капуста, поношенная одежда, дешевые крепленные вина – наиболее вероятные представители этой категории. Потребители сокращают покупки такого рода продуктов по мере роста своих доходов.

Таблица 3. Перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу: обобщение

Значение коэффициента Объяснение Тип товаров
Перекрестная эластичность спроса:
Положительный Еху > 0 Величина спроса на продукт Х меняется в том же направлении, что и цена продукта У Взаимозаменяемые
Отрицательный Еху < 0 Величина спроса на продукт Х меняется в противоположном направлении изменению цены продукта У Сопутствующие
Эластичность спроса по доходу:
Положительный Еi > 0 Величина спроса на продукт изменяется в том же направлении, что и доход Нормальные или высшей категории
Отрицательный Еi < 0 Величина спроса на продукт изменяется в направлении противоположном изменению дохода Низшей категории

Вопрос 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: