Тема № 18. Бюджет, налоги и бюджетно-налоговая политика

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок согласно законодательству.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогами понимают обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Налоги выполняют следующие функции: фискальную, перераспределительную, регулирующую.

Фискальная функция состоит в сборе денег в казну.

Перераспределительная функция включает два этапа. На первом этапе производится изъятие средств; на втором – государство через систему своих расходов направляет собранные суммы на финансирование государственных программ, на обеспечение своих функций, таких как содержание государственного аппарата, военные расходы, расходы на экономику, расходы на социальные нужды.

Регулирующая функция выражается в том, что, манипулируя ставками налогов, и, предоставляя налоговые льготы, государство стимулирует развитие необходимых ему отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Для функционирования налоговой системы необходимо наличие контролирующих (налоговых) органов, субъектов (налогоплательщиков) и объектов (видов доходов, имущества или другой собственности, за которые взимается налог). Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков определяются государственным законодательством с установлением юридических прав и обязанностей каждого из них.

Субъектом налога является налогоплательщик. Плательщиками налогов могут быть юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность, уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в инспекциях Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Налоговые инспекции имеют статус юридического лица и ведут учет всех плательщиков налогов и сборов в бюджеты всех уровней, следят за своевременным представлением отчетов, балансов, справок, деклараций и т.д., проверяют достоверность и обоснованность объектов налогообложения, применяют при необходимости штрафные санкции.

Фактически налоговые службы исполняют роль посредников между предприятиями, гражданами и государственным бюджетом. Каждый налогоплательщик получает свидетельство о постановке на налоговый учет с присвоением ему идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП); ИНН и КПП указываются во всех бухгалтерских и налоговых документах; ИМНС обязаны осуществлять контрольные функции по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям любых организационно-правовых форм и видов собственности; российским и иностранным гражданам и лицам без гражданства в части уплаты ими предусмотренных законом налогов.

Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), выручка, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, стоимость определенных видов товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, расходы на рекламу и другие объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Объект налогообложения и его размер устанавливается на основе данных бухгалтерской или налоговой отчетности.

В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательными актами устанавливаются и определяются: налогоплательщик (субъект налога); объект и источник налога; налоговая база; налоговая ставка (норма налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется сумма налога; льготы по налогу.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в бюджет на условиях, определяемых законодательными актами, образует налоговую систему. Благодаря ей происходит перераспределение доходов между государством, предприятием и населением.

В любом обществе налоги применяются как метод мобилизации материальных и финансовых ресурсов в пользу государства.

Основные элементы налогообложения:

1) субъект налога – налогоплательщик, т.е. юридическое или физическое лицо;

2) объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог. Это заработная плата, прибыль предприятия, ценные бумаги, доход, земля и т.д.;

3) налоговый период;

4) налоговая база – сумма налога, взимаемого с одного объекта;

5) налоговая ставка, или норма налогообложения – размер налога, приходящегося на единицу обложения. Налоговая ставка выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, она называется налоговой квотой;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налогов.

К элементам налога относятся также налоговые льготы, т.е. полное или частичное освобождение от налогов. В некоторых случаях льготы оформляются налоговым сертификатом – о полном или частичном освобождении от налогов в течение определенного времени.

Роль налогов в обществе проявляется через следующие их основные функции:

1) фискальную, т.е обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью налогов;

2) регулирующую, т.е. через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения, в т.ч. и на производственные процессы.

Значение налогов в любой стране определяют основные принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом. Это:

1) справедливость и равенство налогообложения;

2) эффективность налогообложения;

3) простота и доступность для исчисления.

В ходе подготовки российского закона о налоговой системе определены основные принципы налоговой системы в нашей стране:

1) всеобщность охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

2) стабильность устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

3) равнонапряженностъ, т.е. платежеспособность взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам, чтобы относительная, нагрузка была примерно равна для субъектов с разными группами доходов;

4) обязательность принудительность налога, неизбежность его выплаты;

5) социальная справедливость установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги можно классифицировать в следующие группы.

По способу обложения, или по экономическому содержанию, налоги делятся на:

1) прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособности. Это налог на доходы с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль. Прямые налоги взимаются непосредственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.;

2) косвенные. При этом субъект налога и его носитель не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, работы, услуги. Так, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются менее заметным образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемые покупателем и поступающие в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

1) федеральные налоги и сборы. Перечисляются в общественный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;

2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом РФ и республиканскими законодательными актами. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

3) местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги бывают общими и специальными:

1) общие налоги поступают в бюджет государства на финансирование общегосударственных мероприятий;

2) специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации) и местного.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) НДС (налог на добавленную стоимость);

2) акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налоги на доход от капитала;

5) налог на доходы с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) таможенные пошлины и таможенные сборы;

9) налоги на пользование недрами;

10)налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11)лесной налог;

12)экологический налог.

К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся:

1) налоги на имущество организаций;

2) налоги на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налоги на игровой бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество с физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налогово-бюджетная политика – одно из главных направлений экономической политики. Часто вместо термина «налогово-бюджетный» используют его синоним - «фискальный».

Фискальная политика может быть двух видов – дискреционная, т.е. действующая по своему усмотрению и недискреционная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: