Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе формирования денежных средств и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие.
Финансы (от лат. finansia – днежный платеж) – неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги – это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения платежа, накопления и мировых денег.
Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, либо безналичным путем.
|
|
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются одновременно, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.
Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части – национального дохода с целью обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства.
В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы.
|
|
Вторичное распределение национального дохода происходит с перечислением денежных средств в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, а также распределяется сумма оставшейся чистой прибыли на предприятии.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественном выражении, но и стоимостном. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Контрольная функция финансов – это прежде всего контроль за процессом объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Рисунок – Финансовая система Российской Федерации
Государственный бюджет. Это главное звено финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны, утверждаемый Федеральным Собранием как закон. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Внебюджетные фонды. Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Всего существует более 40 федеральных внебюджетных фондов. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные программы. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности.
Государственный кредит. Кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов отражает государственный кредит. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
|
|
Фонд страхования. Еще одно звено финансовой системы – фонд страхования. Он обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности.
С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна сфера страхования – страхование предпринимательских рисков. Последнее может быть как добровольным, так и обязательным.
Фондовый рынок. Особое место среди звеньев финансовой системы занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.
Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем, обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
|
|