Дискреционная фискальная политика
Эта политика называется гибкой фискальной политикой. Она является результатом сознательного изменения государственных доходов и расходов с целью воздействовать на уровень экономической активности.
Дискреционная фискальная политика может быть экспансионистской (рост государственных расходов и/или снижение налогов) или ре-стрикционной (снижение государственных расходов и/или рост налогов) При рестрикционной политике за счет снижения государственных расходов и роста налогов часто образуется профицит госбюджета.
В странах, начавших переход от административно-командной к современной рыночной системе, в бюджетно-налоговой сфере возникает ряд специфических проблем:
1) стратегическая проблема уменьшения размеров госбюджета;
2) тактическая проблема большого дефицита госбюджета. Эти проблемы характерны для стран, начавших переход от административно-командной к современной рыночной системе с «шоковой терапии».
Для решения первой проблемы все страны переходной экономики радикально сокращали государственные расходы, прежде всего за счет расходов на экономику. В результате их госбюджеты по отношению к ВВП становились намного меньше, чем в социалистические времена.
|
|
Для решения второй проблемы требовалось не только сократить государственные расходы, но и обеспечить поступление налогов до такого уровня, чтобы бюджет был сбалансирован. Либеральный подход к этой проблеме, господствующий в России, толкал к ее экстренному решению любыми способами.
В результате в нарушение канонов дискреционной и недискреционной фискальной политики в России в период экономического спада 90-х годов ХХ века, государство не только сокращало государственные расходы, но и не проводило снижения налогов. Это и привело к катастрофическим последствиям – кризис растянулся. Более того, не была достигнута и первоначальная цель – быстрая ликвидация дефицита госбюджета, так как в условиях резкого падения доходов сбор налогов уменьшался, а ослабление государственных институтов не позволило остановить процесс все большего уклонения от налогов.
С 2000 г. в России начался экономический рост, и дефицит бюджета сменился профицитом. Однако это произошло не в результате усилий правительства, сколько из-за повышения мировых цен на главные товары российского экспорта – энергоносители, сырье и материалы.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией, правительство не только продолжало снижать государственные расходы, но и начало налоговую реформу, нацеленную якобы на снижение налогового бремени фирм в целом.