Текущая коммерческая деятельность, ее содержание и назначение
Текущая производственная деятельность, ее содержание и назначение
Производственная деятельность пр создает параметры развития др сферам деятельности пр (отражает технологическое назначение связанное с изготовлением продукции отвечающей по количеству и качеству и срокам поставки требованиям рынка; должна обеспечивать выполнение своего эк назначения — производить заданное количество продукции при минимуме затрат)
Переменные затраты |
Постоянные затраты |
Продукция (кол-во, кач-во) |
Факторы производства |
Вход |
Цены предприятия |
Объем производства |
Издержки |
Выход |
Рис 4 -Текущая производственная деятельность
Из данной схемы видно, что в ходе текущей производственной деятельности решаются две осн задачи: 1.связана с выпуском продукции определенного количества, соответствующего качества и соблюдения сроков ее поставки, 2.направлена на снижение уровня издержек производства. В решении первой задачи большую роль играют факторы: состояние производств базы и ее технич и организационный уровень, доступность производственных мощностей, степень прогрессивности организации производства и труда. Решение второй задачи связано с использованием производственных мощностей, уровнем производ-ти труда и с экономией ресурсов.
|
|
Успешное решение первой задачи означает повышение имиджа пр, стабильность его развития, а снижение уровня издержек ведет к росту его конкурентоспособности и доходности вложенных средств. Особенность текущей произв деятельности — производственная программа составляется на основе заказа, полученного от маркетинговой службы. Инфа позволяет определить: долю производства отдельных видов продукции пр в регионе, потенциальных конкурентов по производству аналогичной продукции с указанием объема производства и продаж осн видов продукции а также сильных и слабых сторон конкурентов, аналогов продукции за последние три года. Производственная программа предусматривает рассчет показателей по произ-ву и раелиз различных видов продукции в течение трех лет с разбивкой по кварталам (объем произв-ва в натур и стоимостном выражении, объем реализации в натур выраж на внутрен и внешн рынках, цена реализац, выручка от реализац продукции, общая выручка от реализац с учетом ндс, акцызов и пошлин).
В задачи коммерч деят-ти входит, с одной стороны обеспечение пр в нужном количестве и качестве сырьем, материалом и оборудованием по приемлемым ценам, с др стороны успешная реализация произведенной продукции как по объему, так и по ценам выгодным для пр.
|
|
Эк аспект коммерческой деятельности
Вход —> Продукция по ценам производства —> Продукция по ценам реализации(издержки про-ва, издержки реализации, уровень рентабельности) —> Прибыль от реализации продукции —> Выход
Особенность коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений состоит в том, что произведенную продукцию приходится реализовывать в конкурентной среде, состоящей из большого числа покупателей и продавцов. Это приводит к тому, что каждое пр стремится выпускать продукцию или оказывать услуги по цене ниже рыночной высокого качества и организовывать ее реализацию с учетом удобства покупателя.
Чтобы успешно реализовывать свою продукцию и тем самым обеспечивать жизнеспособность пр в долгосрочном периоде коммерческие службы в своей деятельности должны придерживаться формулы: «знать — хотеть — уметь-успевать». Надо знать складывающиеся на каждый момент времени особенности и характер развития рынка товаров, производимых пр, существующие высокопроизводительные и ресурсосберегающие технологии, каналы сбыта и тд. Важно хотеть и уметь организовать соответствующую реализацию продукции предприятием в соответствии с его возможностями и требованиями рынка. Надо успевать — своевременно и соответствующим образом изменять содержание своей деятельности, а лучше идти с опережением — позволяет пр получать сверх прибыль пока конкуренты не придут к аналогичным решениям.
Недооценка хотя бы одного из вышеназванных условий неизбежно ведет к снижению эффективности коммерческой деятельности пр.
Эффективная реализация вышеназванных условий зависит от обстоятельств:
- умение выбрать нишу сбыта своей продукции на рынке, наиболее полно отвечающую внутренним возможностям пр
- умение создавать собственного потребителя путем проведения эффективной сбытовой политики, инструментами кот должны быть — ценовая политика, продуктовая, ассортиментная, реклама, продвижение товаров и обслуживание
- стимулирование работников коммерческой службы в поиске эффективных методов реализации продукции
В процессе функционирование постоянно: реализуется готовая продукция, выплачивается зарплата, покупается сырье, материалы, происходит обновление и расширение производства, все это требует соответствующего финансового обеспечения и правильного распределения фин ресурсов, позволяющего обеспечивать непрерывность производства и его расширение
Налоги |
Наличные деньги |
займы |
Выплата % и основной суммы долга |
Продажа за наличные |
Счета к оплате |
Затраты труда |
Конечные продукты |
Сырье и материалы, материал, запасы |
Основной капитал |
Акционерный капитал |
Рис 1 — Движение денежных потоков пр
На практике денежные потоки фиксируются в отчете «о движении наличности», в кот отражены плановые и фактические источники наличности. Форма №4 «отчет о движении ден средств».
Каждое пр должно соблюдать важнейший принцип — все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Осноыне источники получения финансовых ресурсов:
- возмещение затрат, сделанных при производстве продукции и ее реализации, происходящая каждый раз после реализации
- прибыль от реализации продукции
- дивиденды, получаемые за счет операций с ценными бумагами
- кредиты
- продажа своих акций
Прибыль от реализ прод |
Вход |
Выплата дивидендов |
Нераспределенная прибыль |
Отчислен в уставной фонд (собств капит) |
Фонды распределения |
Новые инвестиции |
Увелич обор произв средств |
выход |
Изьятие вложение |
Существующ инвест база |
Фонд поощрен соц развит |
Заемный капитал |
Фин потенциал пр |
Выплата % по кредитам |
Прибыль после выплаты налогов |
|
|
Рис 2 — Распределение прибыли
Решение задач стоящих перед пр достигается путем соответствующей организации его фин системы, включающей совокупность управленческих решений по движению финансовых средств и их эффективному использованию, систему норм и положений по правилам ведения фин расчетов, фин план и систему документов,отражающих результаты разл видов деятельности (1-5 формы БО).
Финансовая системы призвана решать задачи:
- привлечение внешнего капитала
- эффективное управление собственным капиталом
- использование капитала в процессе производства и его возврат
Основные задачи финансовой системы пр
1. Выбор направлений инвестиций | Собственное производство: - производство - наука - запасы - авансовые выплаты | Внешние объекты: - кредиты - акции - валюта - производство |
2. Слежение за финансовым состоянием | - ликвидность - платежеспособность | |
3. Выбор источника финансирования | Собственные средства: - прибыль - амортизация - наличные средства - продажа собственности | Заемные средства: - кредиты - облигации - акции - векселя |
Основные направления использования финансовых ресурсов:
- платежи органам финансово-банковской системы (налоговые платежи в бюджет, уплата % банкам за пользование кредитом, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи)
- инвестирование собственных средств в капитальные затраты связанные с расширением производства и его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование ноу-хау
- вложения в поддержание непрерывности пр-ва
- инвестирование фин ресурсов в ценные бумаги, гос займы
- образование денежных фондов поощрительного и социального характера
- благотворительность, спонсорство
4. Продукция пр: ее предложения на рынке, качество и конкурентоспособность
В условиях рын эк выживаемость пр, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем их конкурентоспособности. Любая продукция поступившая на рынок проходит там жесткую проверку. Покупатель приобретает лишь ту, кот удовлетворяет наиболее полно его требованиям.
|
|
Конкурентоспособность пр — способность пр производить и сбывать конкурентоспособные товары и услуги, получая при этом нормальную прибыль.
Конкурентоспособность продукции — сравнит характеристика потребительских и стоимостных параметров данной продукции по отношению к продукции конкурента. Параметры — качество, издержки, формы и методы торговли, цена, условия и сроки поставки и транспортировки, престиж производителя и продавца, престиж товара. Определяется по формуле = Полезные эффект/ Цена приобретения
Цена приобретения = Цена товара+ Цена его эксплуатации
Конкурентоспособность продукции может оцениваться на микро уровне (предприятие) и на макроуровне (район, область, регион).
1.Оценка на микро уровне может производиться по методике немецких ученых эк на основе расчета вклада в фонд возмещения постоянных издержек = (стоимость товарной продукции — переменные издержки (на 1 га или на 1 гол скота))*объем пр-ва.
Наибольший вклад в этот фонд свидетельствует о большей приоритетности и конкурентоспособности
2.Оценка на макроуровне — проводится на уровне предприятий например района, кот производят и реализуют аналогичную продукцию. В основе этой оценки факторы конкурентоспособности, кот будут различаться по видам продукции. Молоко: продуктивность, полная с/с 1 ц, цена реализации, объем продаж, уровень товарности, рентабельность, доля рынка контролируемая пр; качественные параметры — содерж белка, жира, сортность, чистота, обсемененность.
Затем проводится экспертная оценка в баллах где наименьший балл характеризует слабые стороны, высший — сильные.
Дополнительно можно изучить методику оценки конкурентоспособности продукции у Волкова стр 337-339.
Одним из осн параметров оценки конкурентоспособности явл качество продукции.
Качество регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управлен кач-вом продукции. Осн понятия. Термины и определения».Совокупность свойств, обуславл пригодность для удовлетворения определ потребностей в соответствии с назначением.
Перед производителями продукции возникают специфич задачи: управление качеством и учет затрат при выборе более экономичного варианта достижения опред его уровня. Все эти проблемы успешно решаются при внедрении системы стандартов качества на пр.
Стандарт – нормативн документ, в кот устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся опред объектов стандартизации. Объектом стандартизации могут быть: продукция, услуги и процессы. Стандарты подразделяются на обязательные (для неуклонного выполнения) и рекомендуемые (перспективные – закладываются не только уже используемые в пр-ве требования и показатели качества, но и подлежащие к освоению в перспективе). Эти стандарты ориентируют производственников на более высокие требования к качеству продукции, кот будут введены через несколько лет.
Стандарты с-х:
- на с-х продукцию, устанавливающие требования к ее качеству, порядок сдачи заготовительным и реализующим орг-ям
- на продукцию, поступающую в с-х производства (на удобрен, на оборудование)
- технич стандарты (на типовые технолог механизир возделывания, уборки, обработки, упаковки, хранения с-х продукции)
Заниматься качеством на пр должны все, начиная от руководителя и заканчивая конкретным исполнителем технологической операции. С этой целью на пр создают системы управления качеством, объектами кот явл технологич процессы от кот это качество зависит. Качество продукции с-х пр формируется при участии и под влиянием факторов:
- наличия и качества производств ресурсов
- сертификация – совокупность действий по подтвержден соответствия по средством сертификата или знака соответствия данного товара или услуги определенным стандартам или др нормативным документам.
Если на пр некачеств продукц то будут последствия: экономические (размер прибыли), соц (падения престижа продукции), экологические
5. Уровень безубыточности производства продукции: понятия и методика определения
Безубыточность работы пр зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства и целесообразных темпов развития пр. Для анализа безубыточности надо уметь определять точку безубыточности пр – это такой объем реализации, при кот полученные доходы обеспечивают возмещение затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль.
Изучение спец литературы по данной теме позволило систематизировать ее по существующим методикам (подходам) определения уровня безубыт:
1.Голубева А. И. – определение уровня безубыт реализации продукции в натуральном выражении по формуле
Уб = Ипост/(Цр – Ипер/Vр)
Методика предусматривает построение графика прибыльности реализации вида продукции с отражением в нем постоянных, переменных, валовых издержек, ден выручки, точки безубыт, реализация продукции сверх которой будет давать пр прибыль.
Для пр, кот фактически достигли уровня безубыточности целесообразно определить зону безопасности
Зб = Дв – (Уб*Цр)
Зб – зона безопасности на кот пр может позволить снизить себе величину выручки не выходя из зоны прибыли
2.Водянников В. Т. – ориентирована на построение графика прибыльности, кот представляет собой комбинацию графиков общих издержек и общей выручки фирмы. Необходимо рассмотрение спроса, вариантов цен, их влияние на объем сбыта, обеспечивающего преодоление уровня безубыточности и получение целевой прибыли. Методика предусматривает установление двух уровней безубыточности – нижнего и верхнего. Реализации продукции сверх верхнего уровня будет невыгодно пр
3.Грузинов В. П. – широко исп-ся в практике стран с развитой рын эк, предполагается построение двух графиков в одном из кот отражается определение порогового объема реализации, в др определение пороговой выручки от реализации. Условия безубыт работы пр следует на основе расчета валовой маржи, она показывает прибыль, кот пр получает после покрытия постоян затрат
4.Волков О. И. – построение графика безубыточности с отражением в нем переменных, постоянных, полных издержек, выручки от реализации, прибыли и потерь, «мертвой» точки, критич объема реализации, порога рентаб-ти, запаса фин прочности.
Тема 6: Экономическое содержание и эффективность использования ресурсного потенциала предприятия
1. Производственные ресурсы пр: понятия и классификация
2. Земельные ресурсы пр и показатели эффективности их использования
3. Трудовые ресурсы пр и показатели эффективности их использования
4. Материальные русурсы пр: ОС и ОбС. Эффективность их использования
5. Финансовые ресурсы пр и источники их формирования: собствен, привлечен и заемные
1. Производственные ресурсы пр: понятия и классификация
Ресурсы – вспомогательное средство в процессе производства. В широком – совокупность матер-вещ благ, природных богатств, а также людей, кот могут участвовать в процессе производства продукции, выполнения работ и оказан услуг. Производств ресурсы всех видов составляют ресурсный потенциал с-х пр. В эк следует разграничивать ресурсы и факторы. Факторы пр-ва – эк категория, обознач уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы (земля, труд, капитал, предприн способности).
Все ресурсы классифицируются:
По функциональной роли:
- трудовые – совокупность людей, способных принимать (и принимающих) участие в с-х пр-ве, а также потенциальная часть запасов труда, то есть людей, кот не принимают участие, но при соответств условиях могут участвовать в произв процессе
- земельные – площадь земли, находящаяся в частной собственности, владении, пользовании с-х пр с целью производства с-х продукции
- материальные – элементы производства, созданные чел и состоят из ОС (средств труда) и ОбС (предметов труда)
- финансовые – денежные средства пр, исп-ые для обеспечения бесперебойного функционир пр-ва, а также расходуемые на соц-культурн нужды
- водные – вода вовлекается в процесс фотосинтеза и служит материалом для создания растительных организмов, спсобствует растворению питат веществ и осуществляет пренос их к растениям
По происхождению
- природные (земельн, водн, лесные)
- экономические (труд, матер, финанас)
По степени возможности воспроизводства:
- возобновляемые (трудовые, материальн)
- невозобновл (лесн, водн, земля)
По характеру использования:
- потенциальные – наличные, то есть имеющиеся в распоряжении пр и закрепленные за ним произв ресурсы
- функционирующие – часть потенциальных, вовлеченных в хоз оборот и превращенных по существу в производит силы пр
Функционирующие: по форме и объему использования (примененные=ресурсный потенциал, потребленные=себестоимость продукции)
5. Финансовые ресурсы пр и источники их формирования: собствен, привлечен и заемные
Финансовые ресурсы – денежные средства пр, используемые для обеспечения бесперебойного функционирования пр-ва, а также расходуемые на соц-культурные нужды.
Они используются в двух формах – фондовая (фонд ОТ, резервный) и нефондовой (выполнение фин обязательств перед бюджетом, банками).
Надо различать:
· ден средства – более широк понятие, чем фин ресурсы, кот составляют только часть ден средств, находящихся в обороте пр
· ден фонды – часть фин ресурсов пр, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования
Денежные средства Финанс ресур Дфонды
Источники по происхождению подраздел на собственные, привлеченные и заемные.
Собственные: доходы – прибыль (от осн деят-ти, приб от фин операций, приб от строит-монтажн работ хозяйств способом) и поступления (от реализ бывшего имущ, целевые поступления, устойч пассивы, УК сформированный за счет ден поступлений)
Привлеченные – бюджетные субсидии, средства от продажи собств акций
Заемные – кредиты банка, кредит задолж и проч займы.
Фин ресурсы исп-ся в процессе инвестиционной и производ деят-ти, находясь в постоянном движении и пребывая в ден форме лишь в кассе пр и остатков на расчетном счете. Формирование денежных фондов пр начинается с момента его организации. Финансовую основу его деят-ти составляет собственных капитал, кот сущ-ет в неск формах:
УК – главные первонач источник собственных средств пр, за счет кот формируются ОС и ОбС, он определяет минимальный размер имущества пр, гарантирующего интересы кредиторов
Добавочные – за счет прироста стоимости имущ-ва в результате переоценки осн фондов, комиссионного дохода, безвозмездного поступления денежных и материальных средств, предназначенных для произв целей,
Резервные – часть собств капит пр, используемая на покрытие убытков и др цели и нераспределенная прибыль. Ф№3
Использование фин ресурсов пр происходит по направлениям: текущая деят-ть, инвестицион деят-ть, финансовая.
Тема 7: Издержки предприятия, их сущность и структура
1. Понятие издержек пр-ва, подходы к их оценке, концепция издержек упущенных возможностей
2. Функции издержек
3. Классификация издержек с-х пр
4. Фактор времени и его влияние на изменение затрат: понятие и виды
5. Эффект роста масштаба пр-ва: понятие, виды и графическое изображение
6. Поведение издержек при изменяющемся объеме пр-ва: хар-ка и графич изображение
7. Закон убывающей доходности: понятие и графич изображен
8. Фонд возмещения постоянных издержек: понятие и этапы формирования