Оплата труда работающих и ее государственное регулирование

Сущность и содержание заработной платы определяется социальными и производственными условиями. Меняются эти условия, меняется ее сущность и содержание, методы оценки. В условиях социалистического планового хозяйства заработная плата представляла долю конкретного исполнителя в потреблении совокупного общественного продукта, эквивалентного доле его участия в совокупном общественном труде. На конкретном рабочем месте доля участия в общественном труде выражается через норму труда.

В рыночных условиях сущность заработной платы определяется правилами рынка труда. Отсюда в рыночных условиях под заработной платой следует понимать установленную по трудовому договору ставку наемному работнику, уровень которой диктуется условиями рынка труда: стоимостью рабочей силы, условиями найма, спросом- предложением и конкуренцией на рынке труда, уровнем квалификации и специализации работника, системами стимулирования и успешностью самого труда.

В отличие от плановых методов управления заработной платой, когда в основном государство выполняет обязанности регулирования ее уровня, в современных условиях в Украине, государство сохранило за собой функцию регулирования только минимального (воспроизводственного) уровня зарплаты в сфере хозрасчетного производства. Остальные регулирующие функции государство возложило на производственную сферу (предприятия), сохранив за собой обязанность полного регулирования заработной платы в бюджетной сфере.

В рамках хозрасчетного производства регулирующую функцию по зарплате государство выполняет через систему социального партнерства на основе установления иерархии соглашений и договоров. Система социального партнерства предполагает изменение тарифных ставок не только от уровня инфляции, но и от соотношения спроса и предложения на рабочую силу.

В Украине основы социальной политики только закладываются. Существует около 60 видов социальной поддержки. Основное внимание сосредоточено на установлении минимального прожиточного минимума.

Исходя из реальных экономических возможностей, определяются этапы реализации концепции социального партнерства. Ее созданию предшествовали два этапа изменений в системе заработной платы:

1.До 1991г. существовала система жесткого централизованного регулирования оплаты труда. В этот период минимальная заработная плата составляла 80 руб в месяц, что составило 72,4% уровня минимального потребительского бюджета (110 руб.), а средняя зарплата (248 руб.) превышала прожиточный минимум в 2,5 раза. В совокупном доходе работающих 30% составляли выплаты из общественных фондов потребления (бесплатное жилье, образование, льготные путевки и др.). Эти условия обеспечивали социальную защиту населения.

2.После декабря 1992 г. введен Декрет Кабмина «Об оплате труда», имеющий силу закона. Введено государственно-договорное регулирование зарплаты через централизованное установление минимальной заработной платы, к уровню которой привязались тарифные ставки и оклады. Отраслевыми тарифными соглашениями устанавливалась система тарифных коэффициентов, диапазон должностных окладов, введены: механизм регулирования фонда потребления, налогообложения и др.

Однако на практике регулирующая роль государства в оплате и стимулировании труда была потеряна. Назрела необходимость глубокой реформы организации оплаты труда и системы социального партнерства.

С 2000 года наметилось оживление в реформировании системы социально-экономических отношений в государстве. Введен закон об обязательном государственном страховании на случай безработицы, постепенном повышении минимальной заработной платы, пенсий, индексации зарплаты из-за инфляции, готовится реформа налоговой, кредитной системы, восстанавливается институт договорных соглашений в области социальных гарантий на региональном уровне, например, в Донецкой области между облгосадминистрацией и облсофпрофом на 2001 г. подписано соглашение «О социальных гарантиях населения», устранении противоречий между работодателями и профсоюзами. В частности, решено не повышать цены на жилищно-коммунальные услуги до реального повышения жизненного уровня населения не ниже установленного государством прожиточного минимума, не допускать необоснованного закрытия учреждений инфраструктур, создать программу стабилизации цен на продукты питания, восстановления тарифной системы, повышать занятость населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: