Виды налогов и их классификация
Налоги, взимаемые на территории Российской федерации, разделены, во-первых, на три вида: федеральные, региональные (территориальные), местные. Такое выделение видов налогов основано на распределении компетенции органов государственной власти в решении вопросов о налогах (об их ставках, сроках уплаты и т.д.), а не на распределении этих налогов по конкретным бюджетам (федеральному, региональному и местному).
Все федеральные налоги, в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются нормативными законодательными актами Российской Федерации и обязательны на всей ее территории.
Региональные налоги (территориальные) устанавливают также законодательными актами РФ, но конкретные ставки этих налогов определяются решениями регионов в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, округов.
Что касается местных налогов, то перечень их и максимально возможные ставки установлены федеральными органами власти, а перечень реально введенных и взимаемых с налогоплательщиков на местном уровне, а также конкретные ставки устанавливаются органами местной власти - администрацией.
К основным федеральным налогам относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог с доходов физических лиц, таможенные и государственные пошлины и пр.
К региональным: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В зависимости от субъекта, облагаемого налогом, налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, таким образом, налоги уплачивают непосредственные производители товаров и услуг, получающие от этого доходы. Сюда относят налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы с физических лиц и т.д.
В зависимости от объекта налогообложения прямые налоги подразделяют на реальные, уплачиваемые юридическими и физическими лицами с их доходов, и личные, уплачиваемые с отдельных видов имущества. При этом одни прямые налоги уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими лицами, а третьи и теми, и другими.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги. Их уплачивает потребитель товаров и услуг, а посредником между государством, собирающим налог, и плательщиком становится производитель, который собирает через получение выручки от реализации косвенные налоги и затем перечисляет их в бюджет государства. Сюда относят акцизы и налог на добавленную стоимость.
Налогообложение - это метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами и государством с помощью уплаты первыми различных налогов, сборов, платежей в бюджет.
Налогообложение базируется на ряде принципов. Эти принципы весьма просты, в то время как их практическая реализация сложна.
Главными принципами являются равномерность и определенность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равнонарпяженности налогового изъятия. Сущность принципа определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно.
Кроме того, выделяют еще четыре принципа.
1. Однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный период.
2. Строгий порядок введения и отмены налоговых ставок и льгот.
3. Точная классификация налогов.
4. Четкое распределение налогов между бюджетами разных уровней.
В этих принципах заложена сама организация налоговой системы. А вот американцы при построении налоговой системы США выделяют для себя следующие четыре принципа, которые больше характеризуют справедливость по отношению к налогоплательщикам, не затрагивая конкретных организационных вопросов:
1. Принцип выгоды - разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов (например, налог на пользователей автодорог).
2. Принцип платежеспособности - размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика. Иначе говоря, налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов.
3. Справедливость по горизонтали - равные по доходам и по степени использования программ люди должны платить равные налоги.
4. Справедливость по вертикали - если социально и экономически равные налогоплательщики платят равные налоги, то неравные должны платить неравные.