Тема №2: Этапы становления и развития экономической теории

  1. Древний и античный период развития экономической теории.
  2. Становление и развитие политической экономии в 16 – 19 веках.
  3. Современный этап развития экономической теории.
  1. Древний и античный период развития экономической теории

Первые идеи были обнаружены в древнеиндийских отношениях 4 – 3 века до нашей эры. Законы Ману.

Конфуций (древний Китай) 5 век до н.э.

Китайский философ Сунь Цзы 3 век до н.э.

Индивид. Направление Вклад в экономическую теорию.
Ксенофонт (4 век до н.э.) Разработал «Руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца – экономика». Деление экономики на отрасли сельского хозяйства, ремесленничества, торговли. Мысль о распределении труда.
Платон Представление о разделении труда, особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.
Аристотель Трактаты: «политика и этика», где он в первые исследует экономические процессы и явления абстрактно, с целью обнаружения в них общих закономерностей.

Школа №1: Меркантилизм (мерканте - торговец, купец) – появилась в 16 веке, наибольшее распространение получила в 18 веке.

Представители: А. Монкретьен, Т. Мен. «Основа национального процветания». Идея о том что, государство должно способствовать этому процессу, должна присутствовать протекционная политика. Определение управленческих функций государства. Политика протекционизма – поддержка экспорта, ограничение импорта.

К 18 веку эта идея становилась тормозом экономического развития, и появляется новая школа.

Школа №2: Физиократы - (власть природы) основана школа в 18 веке.

Представител и: Ф. Кене и Ж. Тюрго. Основателем считается Кене: «экономическая таблица» в 1758 году. Основная идея - богатство это не деньги, а произведения земли. Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, является источником богатства общества. Невмешательство правительства в естественный ход экономической жизни. По Кене – земледельцы, это единственный производительный класс в обществе, богатство в нации прирастает за счет чистого продукта. Тюрго - главное сочинение «размышление о создании и распределения богатств» 1776 год. Закон уменьшения земельного продукта.

Школа №3: Классическая школа политической экономии. Появилась в 18 веке. Представители: Адам Смит, Давид Рекардо, Томас Мальтус, Стюарт Милль, Жан Батист Сэй. Основные идеи - богатства не деньги, а товары.

Основные идеи Смита - анализ модели экономического человека, политика «Liaises Faire» - минимальное вмешательство государства в экономику (экономический либерализм) – т.е. полная свобода личности и свободная конкуренция неограниченная вмешательством государства. Невидимая рука рынка – рыночное саморегулирование на основе свободных цен складывающихся от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Трудовая теория стоимости. Общие положения классической школы – главный объект изучения сфера производства, а не обращение. Труд как основа и мера ценности всех товаров. Экономика должна регулироваться рынком, имеет свои объективные законы, которые не зависят от воли правительств. Выявлены источники доходов всех слоев общества: рабочих, предпринимателей, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Школа №4: Марксизм - основатель Карл Маркс, конец 19 века. Предмет исследования - капиталистический метод производства. Открытие экономических законов капитализма, теория прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость - постоянный источник увеличения богатства капиталистов. Рынок - средства накопления капитала. Он считал, что весь процесс приведет к классовой борьбе.

Школа №5: Маржинализм (маргинал – предельный) – середина 19 века.

Представители: К. Менгер, У. Джевонс. Поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. «Экономикс». Ценность товаров устанавливается не в производстве, а в процессе обмена.

Принципы: «Закон убывающей предельной полезности».

Школа №6: Неоклассицизм.

Основатель: А. Маршалл. Функциональный подход. Изучение реального действующего механизма и принципов функционирования рыночного хозяйства, а не причин роста богатства. Цена продавца устанавливается по классическому закону, цена покупателя по - маржинальному. Реальная цена сделки – нечто среднее.

Школа №7: Неолиберализм (20 век).

Представители: Ф. Хайек, Л. Фон Мизес. Идея: Минимизация государственного воздействия на экономику.

Школа №8: Кейнсианство (Кейнс) – макроэкономический подход. «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс опроверг идею об эффективности рыночного механизма, обосновал необходимость регулирующего воздействия на экономику со стороны государства (его задача состоит в сохранении макроэкономического равновесия, через воздействие на совокупный спрос). В тридцатых годах 20 века.

Школа № 9: Монетаризм.

Представитель: М. Фридман. Решающее влияние денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Контроль государства над денежной массой, эмиссией денег. Минимальное вмешательство в рыночные отношения.

Школа №10: Теория экономики предложения. 70-е годы 20-го века.

Представители: А. Лаффер. Государство должно стимулировать предложение, а не совокупный спрос. Дерегулирование рынков. Кривая Лаффера. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Школа №11: Теория рациональных ожиданий. 70-е годы 20-го века.

Представители: Роберт Лукас. Потребители, приспосабливаясь своим рациональным поведением, сводят к нулю эффективность государственной политики. Поэтому правительство должно создавать стабильное предсказуемое правило рыночного поведения рынка, отказавшись от дискретной стабилизационной политики кейсианского типа.

Школа №12 Институцианолизм. Начало 20-го века.

Представители: Веблен, Гэлбрейт. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Институты – набор формальных и неформальных правил, где формируются институты – система учреждений, система правовых норм. Неформальные – обычай, традиции, навыки.

Школа №13 Неоинституцианолизм. Начало 20-го века.

Представители: Р.Коус. Отход от абсолютизации тех факторов, особая роль транзакционных издержек (издержки рыночной координации производства).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: