- Понятие, роль и функции рынка. Рыночный механизм, его достоинства и недостатки.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Торговля и коммерция: сущность виды и структура.
- Биржа и банк: назначение, виды, и содержания деятельности.
- Понятие, роль и функции рынка. Рыночный механизм, его достоинства и недостатки.
Микро экономика – часть экономической теории, изучающей экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (важнейшая категория – цена).
Бартер - непосредственный обмен одного товара на другой, без посредства денег.
Товарное обращение - товарный обмен опосредованный деньгами. Оно связано с денежным обращением, и предполагает наличие развитой денежной системы.
Рынок - система организационных экономических отношений, осуществляемых через куплю/продажу, во всех звеньях воспроизводства.
Функции рынка
1) Регулирование общественного производства. Т.е решение проблемы:
· Что производить?
· Как производить?
· Для кого производить?
2) Установление связи производителей с потребителями
3) Учет затрат на производство продукции. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
4) Установление цены (спрос – предложение)
5) Дифференциация производителей
Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействии основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. Цена при этом служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение, конкуренцию.
Достоинства рыночного механизма:
1) Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
2) Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли.
3) Независимость потребителей и производителей в принятии решений,
4) Способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки:
1) Не гарантирует право на труд и доход
2) Не создает стимулы для производства товаров и услуг для коллективного использования.
3) Ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги
Выводы: рынок является наиболее эффективной формой организации экономики. Он не всегда способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство (провалы, фиаско) должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
- Структура и инфраструктура рынка.
Субъектами рынка являются:
Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводства капитала, самостоятельно принимает решения, являются собственником какого либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма - экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, стремиться к максимализации прибыли, самостоятельно принимает решения.
Государство – правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.
Объекты: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, субсидии и т.д.
Структура рынка. Классифицируется:
1) По объектам:
a) Потребительский рынок (товаров/услуг, продовольственный, промышленный)
b) Рынок факторов производства
c) Рынок информации
2) По экономическому назначению:
a) Рынок товаров/услуг
b) Рынок средств производства
c) Рынок труда
d) Рынок инвестиций
e) Рынок ценных бумаг
f) Финансовый рынок
3) По географическому положению:
a) Местный рынок
b) Региональный рынок
c) Национальный рынок
d) Мировой рынок
4) По отраслям:
a) Автомобильный рынок
b) Зерновой рынок и т.д.
5) По характеру продаж:
a) Оптовый рынок
b) Розничный рынок
6) По степени ограничения конкуренции:
a) Монополистический рынок
b) Олигополистический рынок
c) Свободный рынок
d) Смешанный рынок
Инфраструктура рынка – совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Основные элементы классической рыночной инфраструктуры это: торговые сети, биржи, банки.
Принято различать:
1) Инфраструктура товарного рынка: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.
2) Инфраструктура финансового рынка: включает фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании, и фонды.
3) Инфраструктура рынка труда: включает биржи труда, службы занятости и переподготовки кадров, и т.д.
Реклама - распространение информации о товарах и услугах, с целью увеличения спроса на них.
Консалтинг – управленческое консультирование, осуществляемое специальными фирмами на коммерческой основе.
Аудит – ревизия в финансово-хозяйственной фирме, с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса.
- Торговля и коммерция: сущность виды и структура.
Сфера обращения – область деятельности, связанная с движением экономического продукта, от производителя к потребителям.
Торговля – деятельность людей, для осуществления акта обмена и операций купли/продажи.
Виды торговли:
1) В зависимости от методов организации:
a) Продажа за наличный расчет
b) Продажа за безналичный расчет
c) Продажа в кредит
d) Продажа под залог имущества
e) Бартер
2) По признаку объема продаж
a) Розничная торговля
b) Оптовая торговля
Торговые услуги - деятельности связанные с реализацией, рекламой товара, изучения спроса и т.д.
Дополнительные услуги – связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, сортировка, хранение, упаковка)
Коммерция – торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной продажи товара.
Магазин – помещение для хранения и продажи товара.
Аукцион - продажа товаров на условиях состязательности между покупателями.
Ярмарка - периодический, но регулярно организуемый рынок, который работает в определенном месте в установленной время.
- Биржа и банк: назначение, виды, и содержания деятельности.
Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами, или рынок операций, по купле/продаже валюты, ценных бумаг, рабочей силы.
В зависимости от предмета торгов различают биржи:
1) Товарные биржи
2) Фондовые/валютные биржи
3) Биржи труда
Товарные биржи – организованный рынок материальных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т.д. Биржа не является местом непосредственной купли/продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты т на основе спроса/предложения формируются цены.
Фондовые биржи – рынок ценных бумаг, на которых заключаются сделки об их купле/продаже с установлением цены. На валютной бирже осуществляется торговля особо крупными партиями валюты.
Биржи труда – специализируются на организации купли/продаж рабочей силы.
Биржи бывают:
· Государственные
· Частные
Обычно это акционерные общества, доход которых образуется за счет процента от стоимости товаров, валюты, ценных бумаг, а также от продажи брокерских мест и учредительских взносов.
Типы сделок:
1) Форвардная – сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный на карте.
2) Фьючерсная сделка – с товарами, которых в момент заключения сделки нет в наличии
Опцион – получаемое за плату, право на приобретение товара или ценных бумаг по установленной (номинальной) цене.
Основные действующие лица на бирже:
Брокер – посредник между покупателями и продавцами, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы.
Маклер – участник биржевых торгов, фиксирующий заключение сделок между членами биржи, и получающий за это вознаграждение.
Дилер – физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет.
Банк – особый экономический институт (кредитно финансовая организация) в котором аккумулируются денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, осуществляют выпуск и эмиссию денег и ценных бумаг. Являются посредником во взаимных платежах, расчетах между государствами, предприятиями и отдельными лицами.
Виды банков:
1) Государственные банки
2) Акционерные банки
3) Коммерческие банки
4) Ипотечные банки
5) Сберегательные банки
6) Инвестиционные банки
7) Депозитные банки
Основные банковские операции делятся на активные и пассивные.
Пассивные операции – формирование ресурсов – заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов, за них банки платит проценты вкладчикам.
Активные операции – размещение ресурсов – предоставление кредитов. За них банк получает проценты.
Основная статья пассивов – вклады (депозиты). Они делятся на срочные (депозиты на заранее установленный срок) и вклады до востребования (бессрочные и текущие).