Тема №9.Теория потребительского поведения

I. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация (оптимизация) благосостояния потребителя.

II. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Оптимум потребителя.

I. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация (оптимизация) благосостояния потребителя.

Каждый потребитель решает три вопроса:

1) Что купить?

2) Сколько стоит?

3) Хватит ли денег на покупку?

Полезность, цена, доход составляют содержание теории потребителя.

Полезность – суждение потребителя о благе. Различают абстрактную полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую либо потребность людей, и конкретную полезность, означающую субъективную оценку данного экземпляра конкретного блага.

Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы товара.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).

При последовательном увеличении количества потребляемого блага его предельная полезность уменьшается.

       
 
ТИ
   
 


       
   
 
МИ
 


Поведение потребителя (потребительский выбор) определяют следующие факторы

o Ограниченность доходов.

o Не насыщенность (стремление иметь большее количество любых благ).

o Увеличение общей полезности.

o Убывание предельной полезности.

Второй закон Госсена.

Для максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одинаковой. Условие равновесия потребителя (максимума благосостояния)

MUA/PA = MUA/PB = MUC/PC = … = MUN/PN = «λ»

MU - предельна полезность товаров.

P – Цены товаров.

λ – предельная полезность денег.

Для всех не покупаемых товаров будет верно равенство: MUx/Px< λ

Кривые безразличия позволяют выявлять потребительские предпочтения, и возможность замена одного товара другим.

Кривая безразличия (линия равной полезности) – множество точек, каждая из которых, представляет собой такой набор двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова.

 
 


Множество кривых безразличия называется картой безразличия.

Потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на более удаленной от начала координат кривой безразличия, но потребитель ограничен в своих средствах.

Пусть I – месячный доход потребителя, расходуемый на приобретение двух товаров Х и У. Px и Py - цены товаров. Бюджетное ограничение будет иметь вид:

I = PxX+PyY;

Y=I/Py-PxX/Py;

X=I/Px-PyY/Px;

I/Py

I

- Линия бюджетного ограничения

 
 


I/Px



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: