Джорд Бэркли (1685-1753)

Был епископом в церкви, преподавал гуманитарные дисциплины. Основные труды: три разговора между Гиласом и Филонусом; трактат о принципах человеческого знания. Бэркли считает, что все предметы - вещи, которые мы воспринимаем в наших ощущениях, следовательно мы воспринимаем лишь наши собственные ощущения. Он пишет: "я говорю, что этот стол существует. Это значит, что я его вижу (ощущаю)". Следовательно, существовать по Бэркли - значит быть воспринимаемым. В конечном итоге, все вещи воспринимает бог, т е Бэркли считал, что бог дал человеку способность к ощущениям.

Бэркли ссылается на ссылается на первичные и вторичные качества Локка и доказывает, что не только вторичные, но и первичные качества вещей также зависят от ощущений субъекта, т е не реальные предметы, а мои ощущения - источник знаний. Предмет - устойчивый комплекс ощущений. Процесс познания по Беркли есть лишь описание последовательности моих ощущений и идей. Между идеей и ощущением и самой вещью не существует причинно-следственной связи. Вещи для нас - сумма наших восприятий или идей.

Девид Юм (1711-1776)

Придерживался крайнего скептицизма в теории познания. Основные труды: трактат о человеческой природе. Юм считает, что человеческий разум это только восприятие, которое делится на:

-впечатление (яркое ощущение)

-идеи (осмысленные впечатления), чувство служит причиной мышления. Все предметы нашего разума - соотношение понятий или опытные факты. Естествознание, в основе которого лежат факты, базируется на отношении причинно-следственных связей, и эти причинно-следственные связи обладают тремя характеристиками:

-пространственно-временная смежность причины и следствия

-опережение во времени причины по отношению к следствию

-постоянное соединение причины с вызывающим ее действием.

Юм формулирует закон причинности: сходные причины при схщодных обстоятельствах вызывают сходные следствия, но мы сталкиваемся с парадоксом того, что причинно-следственные связи недоказуемы. Это происходит из-за того, что человек считает причиной и следствием события, которые лишь предстали перед ним друг за другом, но это не свидетельствует об их логической взаимосвязи. После этого не значит по причине этого. У человека таким образом формируется ошибочное знание, основанное на привычке, т е устойчивой ассоциации ожиданий. Мы соединяем смежные явления и верим в то, что в будущем связи этих явлений повторятся вновь. Поэтому в основе человеческого понимания необходимости лежит не объективная истина, а лишь ограниченное субъективное представление человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: