Философия истории

Философия истории – область философского знания, которая изучает основные закономерности исторического процесса: источники исторического развития общества, движущие силы исторического процесса, направленность исторического процесса, периодизацию исторического процесса.

Исторический процесс – временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей (историческая личность). Субъекты:

· исторические личности – те люди, деятельность которых оставила яркий след в общей истории человечества;

· социальные группы и различные общественные объединения;

· народ какой-либо страны, объединенный общим прошлым, сходным настоящим, родственными перспективами будущего; кроме того народ имеет родственный менталитет, культуру,

Направленность исторического процесса. В истории философии по вопросу о направленности исторического процесса существовали и существуют три основные позиции.

· Цикличность – исторический процесс, как процесс циклического развития, понимали и трактовали в своих сочинениях древнегреческий историк Полибий, Данилевский, Тойиби. Например, Полибий усматривал цикличность, прежде всего политической жизни и считал, что полным циклом является движение форм власти по следующему кругу: царство (с добрым справедливым монархом), тирания (монархическое, жестокое правление, полученное не законным образом), аристократия (республиканское коллегиальное правление), олигархия, демократия (власть всего народа), охлократия (власть толпы). Общую длительную линию исторического процесса Тойиби называл термином цивилизация. Согласно Тойиби в одно и то же время на Земле могли существовать разные цивилизации, каждая из которых развивалась циклически и в своем развитии проходила стадии зарождения, роста, надлом, разложения и гибель.

· Регресс – такой тип исторического развития, который связан с понижением уровня общественного развития, деградации общества, нарастании в нем элементов застоя, неспособности общества сопротивляться деструктивным внешним воздействиям со стороны враждебных соседей или природных катаклизмов. Руссо, Гесиод («труды и дни»). (Гесиод – XII век до н.э.). Сторонники понимания исторического процесса как регресса, считали, что «Золотой век» человечества, т.е. общества изобилия и спокойной жизни уже в прошлом.

· Прогресс – тип исторического развития, для которого характерно повышение устойчивости общества, его способность адаптироваться к условиям и противостоять негативным условиям. Различают две разновидности прогресса: революция и реформа. Революция связана с принципиальным изменением всех основных сфер общественной жизни и с установлением нового общественного строя. Классическим образом социальные революции проявили себя в XVIII – XX веках. Однако, в целом подталкивая общество к развитию к перспективе в конкретные революционные годы и близлежащие, революции влекут за собой, как правило, насилие, разрушение, кровь. Реформы – преобразование, переустройство, изменение в одной или нескольких сферах общественной жизни, не влекущее за собой изменение общественного строя. Не смотря на то, что результаты реформ проявляются не сразу, реформа это более эффективный путь развертывания истории, поскольку он менее кровав, не связан с откровенным насилием. Со второй половины XX века человечество все более приходит к выводу о том, что наиболее оптимальным путем объективации истории является реформа. В философии истории большинство исследователей также связывает развитие общества по пути прогресса с реформированием общественных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: