Тема: Налоговый контроль

Налоговый контроль – деятельность налоговых органов по систематической проверке соблюдения налогового законодательства РФ.

3 блока – предварительный, текущий, последующий.

Традиционно к предварительному контролю относятся процедуры учета налогоплательщиков. Производя учет, налоговые органы заранее определяют для себя круг потенциально подконтрольных субъектов. Текущий контроль традиционно включает в себя сдачу налогоплательщиками и проверку налоговыми органами различных форм налоговой отчетности. Последующий контроль объединяет мероприятия, которые проводятся в отношении налогоплательщика, как правило, после исполнения его налоговых обязанностей. Основную нагрузку несут налоговые проверки.

Учет налогоплательщиков – основные правила в отношении учета.

  • Налогоплательщики организации и ИП подлежат обязательному налоговому учету по месту своего нахождения либо по месту жительства.
  • Помимо основного места постановки на учет, НК вводит дополнительные основания для постановки на учет:
  1. принадлежность недвижимого имущества
  2. принадлежность транспортных средств
  3. создание обособленных подразделений

· В отношении ФЛ постановка на учет производится по месту жительства, в ряде случаев она обязательна, либо по заявлению налогоплательщика.

· В отношении ФЛ обязательна постановка на учет при принадлежности в ином (отличном от их места жительства) месте нахождения другого имущества и Т/С

· Допускается учет по месту временного пребывания

· Постановка на учет является бесплатной для всех субъектов, сопровождается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Обязанности различных государственных органов по предоставлению сведений, связанных с учетом. Для наиболее полного учета налогоплательщиков, в том числе и по основаниям принадлежности им различных видов имущества, подлежащего обложению, на широкий круг государственных органов возлагается обязанность по обязательному представлению сведений в налоговый орган.

Например, адвокатские палаты субъектов РФ обязаны предоставлять сведения о получении, приостановлении либо утрате статуса адвоката. Органы, которые осуществляют государственный и технический учет объектов недвижимости обязаны предоставлять сведения об инвентаризационной стоимости объектов (БТИ). Органы ГИБДД предоставляют сведения о принадлежности налогоплательщикам Т/С. Регистрационные органы, ООиП, нотариусы (по ряду сделок) – примеры таких органов.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика, которое может быть подано на бумаге, в электронном виде, содержащее данные об объектах налогообложения, о доходах и расходах, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога, а также иные данные, служащие основаниями для исчисления налога. Налоговая декларация обязательно подается по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком. Помимо налоговой декларации, закон выделяет расчет авансового платежа по налогу. Фактический расчет содержит сведения, аналогичные декларации, но в масштабе конкретного отчетного периода. Налоговая декларация, может быть подана плательщиком лично, через представителя, может быть направлена в налоговый орган ценным письмом с описью вложения, может быть передана по электронным средствам связи. Налоговый орган не в праве отказать в принятии декларации, обязан поставить отметку о ее принятии, при получении декларации по электронным средствам связи, плательщик уведомляется по этим же каналам о получении декларации. Срок предоставления декларации (авансовых отчетов) определяется нормами о конкретном налоге. В случае освобождения лица от обязанности налогоплательщика по тому либо иному налогу в результате применения специальных налоговых режимов соответствующие декларации не подаются. Просрочка подачи декларации влечет для плательщика негативные последствия:

  • Приостановление операций по счетам
  • Применение штрафа

Налоговые проверки – основной вид контрольного мероприятия, позволяет получить наибольшую информацию о деятельности плательщика. 2 вида:

  • Камеральные проверки – всегда проводится по месту нахождения налогового органа. Предполагает проверку деклараций, поступающих от плательщика, а также тех документов, которые строго оговорены в законе. Проводится должностными лицами налогового органа без специальных решений руководства в течение 3х месяцев с момента предоставления декларации. В случае если при проверке декларации обнаружены ошибки, налоговый орган обязан проинформировать об этом налогоплательщика и предложить ему представить пояснения, исправления. Такие пояснения рассматриваются в дальнейшем вместе с декларацией. Если после рассмотрения их нет претензий к плательщику, проведение камеральной проверки оканчивается. Если в результате рассмотрения обнаружен факт правонарушения, составляется акт проверки ст. 100 НК. В режиме камеральной проверки НО может потребовать документы: подтверждающие право на налоговые льготы, подтверждающее право на применение налоговых вычетов по НДС, документы, которые являются основания для исчисления и уплаты природоресурсных налогов
  • Выездные проверки

ЛЕКЦИИ ЧЕРЕПАНОВА КОНЧИЛИСЬ!!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: