Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности.
Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определённое время и в определённом месте.
Закон спроса – принцип в соответствии с которым чем больше цена, тем меньше спрос.
Зависимость между спросом и ценой товара выражается графиком, который называется «кривая спроса».
На возможность покупать товары потребителями оказывает влияние не только цена, но и многие другие не ценовые факторы:
1.Изменение дохода потребителей.
Если доход потребителя возрастет, естественно, он будет покупать больше тех товаров, потребление которых он считает признаком благосостояния. Такие товары называются нормальными.
Нормальные товары - это товары, потребление которых увеличивается при росте доходов потребителя.
Низшие (худшие) товары (товары низшей категории)- это товары, потребление которых при понижении доходов (потребитель считает, что если он стал состоятельней, то он бы перестал их покупать)
Таким образом, увеличение доходов потребителей приводит к тому, что кривая спроса на нормальные товары сдвигается вправо (от D0 к D1)
|
При снижении доходов потребителей кривая спроса на нормальные товары сдвинется влево (от D0 к D2)
Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля.
2. Изменение цен на другие товары, которые потребляются одновременно с рассматриваемым товаром или вместе с ним:
Взаимозаменяющие товары (товары субституты)- это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара сопровождается увеличением спроса на другой товар удовлетворяющие одну и ту же потребность.
Взаимодополняющие (комплементарные или сопутствующие товары) — это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар. Кривая спроса сдвинется влево. Если цена на бензин повышается, то спрос на моторное масло снижается.
Вкусы и предпочтения покупателей
Например, в результате каких-то явлений среди потребителей станет непопулярным курение, то следует ожидать снижения спроса на сигареты.
Ожидания.
Ожидание повышения цены на товар в будущем вызывает повышение спроса на него сейчас.
Число покупателей
Влияет на совокупный рыночный спрос как сумму их индивидуальных спросов.
Предложение – количество товаров, которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.
Величина предложения – количество товаров, которое продавцы способны и готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.
Величина предложения определяется величиной цены, такая зависимость отображается графиком «кривой предложения»
|
Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен:
ü более высокая цена товара стимулирует производителей, т. е. заставляет их посвятить производству этого товара больше времени
ü по мере того как производственные возможности фирм исчерпываются, возрастают альтернативные издержки, связанные с производством добавочной продукции.
Неценовые факторы:
1. Появление новых технологий позволяет производителям улучшить экономические параметры производства, что положительно сказывается на характере предложения товара.
|
При прочих равных условиях продавцы смогут предложить за ту же цену большее количество товара, чем до улучшения технологии, или же снизить цену, по которой продавался товар до изменения технологии.
И то и другое означает сдвиг кривой вправо
2. Изменение цен на ресурсы
Если изменятся цены на ресурсы, используемые для производства товара (производственные ресурсы), то это приведет к тому, что затраты на производство товара тоже возрастут, а при снижении цен на ресурсы - уменьшаться.
Рост цен на производственные ресурсы приведет к тому, что к продаже будет предлагаться меньшее количество товара, чем до повышения цен и это выразится в сдвиге кривой предложения влево. (S0 →S2)
3. Изменение цен на другие товары.
Такое влияние возможно только в том случае, если рассматриваемый товар и те товары, цены на которые изменились, производятся из одних и тех же ресурсов.
Если цены на какие-то другие товары, производимые из тех же ресурсов, что и данный товар, возрастут, это вызовет желание у производителей перебросить ресурсы на производство подорожавшего товара.
При прочих равных условиях произошедшие перемены вызовут сдвиг кривой предложения данного товара влево.
4. Ожидания производителя.
Если, производитель какого-либо товара предполагает увеличение спроса на этот товар, а, следовательно, и рост цены на него, то можно предположить увеличение предложения данного товара.
Производители больше ориентируются на будущий спрос и на будущие цены (момент, когда еготовар поступит для продажи на рынок).
В этом отношении изменение ожиданий способно повлиять на предложение даже в большей степени, чем на спрос.
(1) Спрос = предложение – рыночное равновесие
(2) Спрос >предложения – дефицит (избыточный спрос)
(3) спрос<предложения – избыток товара
(1) 
Цена, при рыночном равновесие - равновесная (2,5 денежных единиц)
(2) Явление дефицита сопровождается появлением черных рынок.
(3) Явление избытка на рынке оказывает давление на цену что вызывает снижение цены.






