Спрос и предложение и их рыночное равновесие

Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определённое время и в определённом месте.

Закон спроса – принцип в соответствии с которым чем больше цена, тем меньше спрос.

Зависимость между спросом и ценой товара выражается графиком, который называется «кривая спроса».

На возможность покупать товары потребителями оказывает влияние не только цена, но и многие другие не ценовые факторы:

1.Изменение дохода потребителей.

Если доход потребителя возрастет, естественно, он будет покупать больше тех товаров, потребление которых он считает признаком благосостояния. Такие товары называются нор­мальными.

Нормальные товары - это товары, потребление которых увеличивается при росте доходов потребителя.

Низшие (худшие) товары (товары низшей категории)- это товары, потребление кото­рых при понижении доходов (потребитель считает, что если он стал состоятельней, то он бы перестал их покупать)

Таким образом, увеличение доходов потребителей приво­дит к тому, что кривая спроса на нормальные товары сдвига­ется вправо (от D0 к D1)

При снижении доходов потребителей кривая спроса на нормальные товары сдвинется влево (от D0 к D2)

Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля.

2. Изменение цен на другие товары, которые потребляются одновременно с рассматриваемым товаром или вместе с ним:

Взаимозаменяющие товары (товары субституты)- это та­кие пары товаров, для которых рост цены одного товара со­провождается увеличением спроса на другой товар удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Взаимодополняющие (комплементарные или сопутствующие товары) — это та­кие пары товаров, для которых рост цены одного товара при­водит к снижению спроса на другой товар. Кривая спроса сдвинется влево. Если цена на бензин повышается, то спрос на моторное масло снижается.

Вкусы и предпочтения покупателей

Например, в результате каких-то явлений среди потребителей станет непопулярным курение, то следует ожидать снижения спроса на сигареты.
Ожидания.

Ожидание повышения цены на товар в будущем вызывает повышение спроса на него сейчас.

Число покупателей

Влияет на совокупный рыночный спрос как сумму их индивидуальных спросов.

Предложение – количество товаров, которое производители готовы поставить на рынок в зависимости от их цены.

Величина предложения – количество товаров, которое продавцы способны и готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.

Величина предложения определяется величиной цены, такая зависимость отображается графиком «кривой предложения»


Поло­жительный наклон кривой предложения может быть объяснен:

ü более высокая цена товара стимулирует производителей, т. е. заставляет их посвятить производству этого товара больше времени

ü по мере того как производственные возможности фирм исчерпываются, воз­растают альтернативные издержки, связанные с производ­ством добавочной продукции.

Неценовые факторы:

1. Появление новых тех­нологий позволяет производителям улучшить экономические па­раметры производства, что положительно сказывается на харак­тере предложения товара.

При прочих равных условиях продавцы смогут предложить за ту же цену большее количество товара, чем до улучшения технологии, или же снизить цену, по которой продавался товар до изменения технологии.

И то и дру­гое означает сдвиг кривой вправо

2. Изменение цен на ресурсы

Если изменятся цены на ре­сурсы, используемые для про­изводства товара (производ­ственные ресурсы), то это приведет к тому, что затраты на производство това­ра тоже возрастут, а при снижении цен на ресурсы - уменьшаться.

Рост цен на производственные ресурсы приведет к то­му, что к продаже будет предлагаться меньшее количество то­вара, чем до повышения цен и это выразится в сдвиге кривой предложения влево. (S0 →S2)

3. Изменение цен на другие товары.

Такое влияние возможно только в том случае, если рассматриваемый товар и те товары, цены на которые изменились, производятся из одних и тех же ресурсов.

Если цены на какие-то другие товары, производимые из тех же ре­сурсов, что и данный товар, возрастут, это вызовет желание у про­изводителей перебросить ресурсы на производство подоро­жавшего товара.

При прочих рав­ных условиях произошедшие перемены вызовут сдвиг кривой предложения данного товара влево.

4. Ожидания производителя.

Если, производитель какого-либо товара предполагает увеличение спроса на этот товар, а, следовательно, и рост цены на него, то можно предположить увеличение предложения данного това­ра.

Производители больше ориентиру­ются на будущий спрос и на будущие цены (момент, когда еготовар поступит для продажи на ры­нок).

В этом отношении изменение ожиданий способно по­влиять на предложение даже в большей степени, чем на спрос.

(1) Спрос = предложение – рыночное равновесие

(2) Спрос >предложения – дефицит (избыточный спрос)

(3) спрос<предложения – избыток товара

(1)

Цена, при рыночном равновесие - равновесная (2,5 денежных единиц)

(2) Явление дефицита сопровождается появлением черных рынок.

(3) Явление избытка на рынке оказывает давление на цену что вызывает снижение цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: