Совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие

Макроэкономическое равновесие.

Тема 3.3. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- производством и потреблением;

- предложением и спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия законно свободной конкуренции;

В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия;

Ж.Б.Сей - “теория сбыта”, с помощью которой обосновывается “гармоничность” капиталистического воспроизводства. Равновесность достигается путем обмена одних продуктов на другие.

Совокупный спрос (AD) - это количество конечных товаров и услуг (реальный объем национального производства), которое потребители, предприятия и правительство готовы купить по данной цене за определенный период. Составляющие совокупного спроса можно определить из основного макроэкономического тождества:

Y = C + I + G + Хn

Графически совокупный спрос можно представить в виде кривой совокупного спроса AD (рис. 1).

Рис. 1 Кривая совокупного спроса (АD)

Если в микроэкономике нисходящий характер кривой спроса объяснялся эффектами дохода и замещения, то в макроэкономике выделяют следующие причины:

1. Эффект богатства (эффект Пигу). Он связан с такой составляющей совокупного спроса, как конечное потребление (C+G):

• при повышении цен снижается покупательная способность денег. Население реально становится беднее и, соответственно, сокращает свои расходы, т.е. объем реального личного потребления (С) находится в обратной зависимости от изменения общего уровня цен;

реальные государственные закупки (G) тоже будут сокращаться при росте цен, так как отдельные статьи расходов государственного бюджета определяются в номинальном денежном выражении

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). При рассмотрении кривой совокупного спроса предполагается, что объем денежной массы в экономике не меняется. Тогда при увеличении цен спрос на деньги увеличивается, а это приведет к повышению процентной ставки. Рост процентной ставки в свою очередь способствует сокращению как потребительских расходов (С) — сокращается покупка товаров в кредит, так и инвестиций (I) — они находятся в обратной зависимости от уровня процентной ставки.

3. Эффект импортных закупок. При повышении цен спрос на отечественные товары сокращается (увеличивается спрос на импортные товары), т.е. следует ожидать увеличение импорта и сокращение экспорта (за рубежом также сократится спрос на наши подорожавшие товары). Чистый экспорт, как одна из составляющих совокупного спроса, уменьшится. Таким образом, каждая из составляющих совокупного спроса изменяется в направлении, противоположном изменению общего уровня цен. Следовательно, можно утверждать, что и вся кривая совокупного спроса должна иметь отрицательный наклон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: