Стабилизационная политика. Рис. 4. Форма кривой совокупного предложения в кейнсианской макроэкономической концепции

Рис. 4. Форма кривой совокупного предложения в кейнсианской макроэкономической концепции

Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой. Сдвиг совокупного спроса в интерпретациях этих школ приводит к различиям в изменениях номинального и реального ВНП в производстве и занятости.

Влияние неценовых факторов на динамику совокупного предложения графически иллюстрируется сдвигом кривой AS (рис.5).

Экономическая модель совокупного спроса – совокупного предложения (AD-AS) позволяет понять, как различные факторы и смещение AD и AS влияют на макроэкономику, а государственная политика помогает сглаживать экономические колебания (рис. 6).

Стабилизационная политика государства направлена на восстановление и поддержание объема производства на уровне, близком к потенциалу, то есть к условиям полной занятости факторов при стабильных ценах.

Во временном аспекте стабилизационная политика является чаще всего краткосрочной и среднесрочной. Она направлена главным образом на регулирование совокупного спроса.

Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Методы кредитно-денежной политики:

1. Прямые:

• ограничение Центральным банком размеров банковских кредитов для отдельных банков (политики кредитования),

• директивная регламентация уровня процента по активным операциям банков,

• размер маржи (разницы между ставками но депозитам и ставкам по кредитам) и др.

2. Косвенные:

• изменение Центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, операций на открытом рынке, учетной ставки (ставки рефинансирования).

Стабилизационная политика направлена на сглаживание краткосрочных колебаний в экономике, независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления желательных изменений в экономике она может быть стимулирующей, направленная на расширение объемов выпуска (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной), направленной на сдерживание роста экономики.

По характеру самого процесса воздействия на экономику различают политику:

дискреционную, когда правительство выбирает меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю;

недискреционную, т.е. негибкую политику, руководствующуюся заранее поставленными целям и не меняющуюся в зависимости от экономических условий, когда правительство неуклонно придерживается выбранной твердой линии экономической политики.

Сюда относят и действия так называемых «автоматических, или встроенных стабилизаторов», сглаживающих колебания экономики, таких как:

системы государственных трансфертов (пособия по безработице, пособия малообеспеченным семьям),

прогрессивное налогообложение — система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются. и др.

Обычно недискреционную политику называют политикой, следующей твердым правилам, в отличие от гибкой дискреционной, ассоциирующейся с максимально возможной свободой действий политиков в каждом конкретном случае.

Макроэкономическую политику государства рассматривают как политику, направленную на упорядочение экономических процессов на макроуровне, т.е. в рамках народного хозяйства в целом, так как экономика не может самостоятельно вернуться в состояние равновесия.

Неизбежность таких деформаций вытекает не только из недостатка информации, значительных трансакционных издержек (издержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения) не компенсируемых полностью институциональными структурами, но и обусловлена также усложнением общественной системы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: