Государственный строй Вавилона.
Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военоначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был «Мубанда», который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шуканакум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:
1. Административная (управление общинной землей).
2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).
3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).
4. Судебная (суд общины).
Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:
1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:
· сохранялось общинное самоуправление;
· центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;
· хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;
Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.
Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.
Основные черты законов Хаммурапи:
1. Сохранение пережитков древних обычаев.
2. Казуистичность.
3. Примитивность правовой техники.
4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.
5. Отсутствие деления на отрасли права.
6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.
7. Формализм и символизм правовых норм.
8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.
Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.
С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.
С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.
С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.
С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.
С 127 по 195 – семейному праву.
С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.
С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.