Герцен
Радикалы
Либеральный проект (Б.Н. Чичерин, А.М. Унковский, Кавелин)
Реформаторы
Крепостное право тормозит развитие России, вся передовая мысль твердила об это ещё в самом начале 19 в. По поручению императора в 40-50-е гг. 19 в. была создана комиссия, которая д.б. подготовить вариант решения крестьянского вопроса. Главный вопрос: как освободить крестьян, с землей или без.
Предложенная императору правительственная программа предполагала личное освобождение крестьян, а также приобретение ими в собственность путём выкупа «усадебной осёдлости» (территории дома и прилегающего к нему земельного участка). Всеми иными землями крестьяне д.б. пользоваться за повинности. От этой идеи отказались.
В 50-е гг. комиссия зашла в тупик: как быть с землей. В основе крестьянского вопроса лежала 1 оч. важная проблема: «Как наделить крестьян землёй, не ущемляя при этом прав помещиков?» Не нарушая их права частной собственности?
Было ещё несколько пол. течений, которые предлагали свои проекты освобождения крестьян:
1. Народнический проект (Н. Серно-Соловьевич, основатель «Земли и воли», это проект народничества)
a. Всякие отношения между помещиком и крестьянином необходимо прекратить
b. Земля должна перейти в общинную собственность крестьян, а не в частную
a. Личное освобождение крестьян
b. Предоставление им «приусадебной осёдлости» в собственность безвозмездно
c. Выкуп крестьянами остальных земельных участков
Именно либеральный проект был положен в основу Манифеста 1961 г. текст его готовил митрополит Московский и Коломенский Филарет Дроздов. Поэтому весь Манифест пропитан духом религиозности и мыслью о том, что царская власть дарует своим подданным личную свободу.
В конечном итоге реформа провалилась – не дала ожидаемых результатов.
60-е гг. 19 в. Образуется революционный утопический социализм среди разночинной интеллигенции. По своим взглядам был наиболее близок к славянофилам.
Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен.
Сельская община – опора для будущего русского социализма. община – это вековые традиции русского народа. она существовала независимо от исторических условий. В общинном хозяйствовании заложено начало социалистического коллективизма. Недостаток общины – поглощение отдельной личности «миром», утрата ею своей индивидуальности. Выход из этой ситуации – использование достижений западной науки и просвещение крестьянства.
В ноябре 1861 г. Герцен провозглашает свой лозунг «В народ!», ставший призывом для всей патриотической молодёжи. Он считал, что распространить западные идеи в народе могут только передовые русские люди.
Не только работа «Что делать?», но и, например, «Экономическая деятельность и законодательство», «Критика философских предубеждений против общинного владения».
Существование общины в условиях высокой ступени цивилизации – не проблема для её вхождения в эту цивилизацию, т.к. в общинном владении присутствует высшая форма отношения человека к земле.
Считал, что внутреннее регулирование в общине даёт независимость правам частного лица, в отличие от государственного регулирования. Т.о., общинное регулирование гораздо лучше, чем государственное правовое регулирование, общинное землевладение гораздо лучше частной собственности, оно способно укрепить национальное благосостояние. На западе господство юр. законов и частной собственности привело к безграничному соперничеству в земледелии и промышленности.
Земля должна перейти в общинное пользование, а предприятия – в общинное достояние всех рабочих. Считает, что российское самодержавие неспособно к таким реформам, поэтому России нужна крестьянская революция.