Либералы. Б.Н. Чичерин

Леонтьев К.Н.

Также разрабатывает теорию культурно-исторических циклов. Каждая цивилизация имеет свой собственный путь развития и свою историю. Считает, что можно выделить отдельные закономерности жизни государства.

В начале цикла имеют как правило аристократическую форму правления, в середине жизни в основе государства единоличная власть, а в конце – демократия. В России нет своего государства и права, поскольку многое заимствовано у Запада.

Отвергает либеральные и социалистические идеи. Если социализм в России и будет установлен, то он станет ни чем иным, как новым феодальным строем.

Был представлен в основном в рамках правовых учений. Именно в творчестве имперских правоведов развиваются либеральные идеи. Цель русского либерализма – воспитание уважения к праву.

Чичерин

«История ППУ», «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права».

Государство – союз народа, связанного законом в одно юр. целое, и управляемого верховной властью для общего блага.

Рассматривает проблемы частного и публичного права. Частное право – это цель не государства, а гражданского общества. Государство призвано определять права гражданские, а не естественные. Естественное право – это область требований правды и справедливости, мера для всего положительного законодательства.

Цель государства – сочетание личного, общественного и государственного начала. Следует избегать анархизма и этатизма.

Весь либерализм Чичерина построен на восприятии чел. как свободного существа. Он сохраняет свою свободу даже объединяясь с другими людьми и подчиняясь государству. Право понимает как развитие идей свободы. Свобода бывает внешней и выражается в праве, внутренней (нравственность), а также общественной.

Уровни либерализма:

1. Уличный. Любит шум, не имеет уважения к чужому мнению, представлен как правило на обыденном уровне.

2. Оппозиционный. Выражается в основном в среде бюрократической, но как правило не отражает истинное мнение человека.

3. Охранительный (оптимальный). «В человеке начало свободы примиряется с началом власти и закона».

Коркунов «Лекции по общей теории права».

Развивает социологическое направление в правоведении. Право – это разграничение интересов (вслед за Йерингом), это определённый порядок общественных отношений, это и определённое психическое соединение людей (вот эту идею развивает позднее Петражицкий).

Муромцев

Право – это совокупность юр. отношений, а не норм.

Ковалевский

Разрабатывает метод сравнительного правоведения. Основная задача юр. науки – исследование ест. истории права.

5. Соловьёв В.С.

Основатель всей русской религиозной философии.

«Кризис западной философии против позитивизма»

Русская религиозная философия была построена на основах христианской морали и христианских ценностей. Высшим моральным принципом христианства для В.С. является принцип любви к ближнему.

Критикует позитивизм за разрыв с ест. правом и религией. Нельзя отводить им в философии 2ое место. Позитивизм привёл к замкнутости, атомарности и чрезмерной рационализации западного мира.

Естественное право – это формальная идея права. Это особая алгебраическая формула, под которую история подставляет свои действительные величины.

Французская революция: считает, что нельзя было формулировать «права человека и гражданина», потому что здесь смешивается безусловное с условным.

Вопрос о пути развития России, считает, что нужно преодолеть национальный эгоизм, нужно отечься от внеевропейской самобытности, чтобы достигнуть успеха. У Запада надо заимствовать 1 главную идею – правового государства как формы общины.

6. ПП идеи начала 20 в.

Начало 20 в. характеризуется, во-первых, бурным развитием марксизма.

1 из идеологов был Плеханов. Русский марксизм заимствовал у Маркса только 1 важную идею – диктатуры и жёсткой власти. Благо революции является верховным законом для диктатуры.

Идея диктатуры и насилия сформировала в рядах русских марксистов отрицательное отношение к праву и представительному правлению.

Теперь по правовым идеям:

Котляревский

Развивает идею правового цивилизованного государства как гарантии справедливости. Ценность государства заключается в ценности создаваемого им права.

Алексеев

Также развивает доктрину правового государства. Невозможно менять правопорядок в стране без участия народного представительства. Верховное значение всегда имеет право, а не закон.

Шершеневич Г.Ф.

Развивает социологический поход к государству и праву. «Государство – это источник права властного воления». В основе власти лежит эгоистичное чувство повинующихся: с 1 стороны страх перед государством, а с другой – вера в то, что послушание может дать определённые выгоды.

Государство – это правоотношение. Гос. власть берёт своё начало в общественной власти.

Кистяковский

Критикует Плеханова и русскую интеллигенцию, которая увлеклась марксизмом, потому что считает, что марксизм порождает правовой нигилизм. А проповедовать правовой нигилизм русской интеллигенции не подобает.

В понятии права нужно следовать Канту, право – это совокупность норм, разграничивающих и устанавливающих свободу лиц. Это эмпирическое определение понятия права. Также развивает социологическое определение (право – это совокупность норм, создающих компромисс между различными требованиями).

Трубецкой

Право – это внешняя свобода, ограниченная правовой нормой. Понимать право как принуждение неправильно, т.к. государство, являющееся источником принуждения, само ограничено правом. Неверно и определение права как силы или интереса.

Идейный последователь Соловьёва. Право – это часть нравственности. Зачастую в государстве существуют нормы, которые по своей сути безнравственны (крепостное право, пытки и прочее).

С.Н. Булгаков

Русская религиозная философия не имеет никаких связей с марксизмом. Марксизм – лженаучное учение, носит деструктивный характер, реализация идей марксизма приведет к тяжелым изменениям.

Свою философия он основывал на взглядах В.С. Соловьева о религиозной сущности гос-ва и права. В общественной жизни должно быть гармоничное сотрудничество гос-ва, Бога, индивида и церкви. Государство и право – нравственные категории, они д.б. высшим проявлением человеческой морали, добродетели и справедливости и основываются на одном из главнейших христианских законов – Любви к ближнему.

Н.А. Бердяев

Рассматривает в своих работах историю России, а также истоки русского коммунизма. Русский коммунизм – это историческая судьба нашего народа, потому что в России во все периоды ее истории возрастание государственного могущества оборачивалось возникновением и усилением русской вольницы. Русский коммунизм д.б. изжит внутренними силами русского народа.

Анархизм – это изобретение только русских людей, т.к. зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Марксизм в Европе превращается в очень страшную силу, он становится фактически новой религией.

В истории России каждый период не похож на предшествующие (нет преемственности) –

5 периодов:

1. Россия Киевская

2. Татарского периода

3. Московская

4. Императорская

5. Советская

И. А. Ильин

Разрабатывает проблемы правосознания, а также качества власти. Русское государство всегда было и должно быть христианским союзом, основанным на христианской морали справедливости. В своих работах он выделяет аксиомы осуществления гос власти:

1. Всякая власть должна осуществляться на основе правового полномочия.

2. Власть в государстве должна осуществляться лучшими людьми.

3. Власть должна быть единой в пределах одного политического союза

4. Политические программы государства всегда должны преследовать только общий интерес

5. Гос власть всегда основана на справедливости

Вопрос 8: Правоведы русского зарубежья.

П.Б. Струве

Выступил с резкой критикой большевистского правления и большевистского террора. Октябрьская революция – это трагическое событие русской истории. Основную вину за ее совершение он возлагает на русскую интеллигенция, которая допустила распространение идей марксизма в России. Он выступает за свержение большевистского режима и реставрация монархии в ее конституционном варианте. Октябрьская революция – это не только крушение русской империи, но и крушение русской культуры. Падение монархии показало слабость русского народа, который не смог противостоять западным идеям, а так же слабость самого государственного режима.

Победа большевиков связана с тем, что в начале 20 века в российских умах еще не прижился принцип конституционализма.

Манифест от 17 октября 1905 г. – это конституционный закон, который существовал только на бумаге, но не в правосознании.

П.А. Сорокин

Он с большим сожаление относился к процессам, произошедшим с 1917 году. В своих работах он уделил большое внимание разработке понятию «норма права». Все нормы права зависят от шаблонов группового поведения. Социальная среда, в которой находится индивид, а также его окружение заставляют его действовать по аналогии с другими людьми. Таким образом образуются шаблоны поведения, которые в последствии закрепляет норма права. В природе всегда существует конфликт шаблонов, потому что все соц группы неизбежно взаимодействуют друг с другом. По природе более сильная власть заставляет других исполнять свою шаблоны поведения посредствам положительных или отрицательных действий. (вознаграждения и кара)

Тема: Политические и правовые идеи 20-го века.

1. Аналитическая юриспруденция

2. Прагматический позитивизм

3. Психологическая теория права Льва Петражицкого

4. Возрожденное естественное право

5. Позитивистский нормативизм Ганса Кельзена

6. Политико-правовая идеология национал социализма

7. Теории элит бюрократии и технократии

1. Аналитическая юриспруденция – это направление юридического позитивизма, развивающегося во 2 половине 20 века, юриспруденция понятии.

Право существует в тексте закона, в тексте правовой нормы, поэтому исследование права имеет своим предметом изучение логических и языковых правил построения текстов правовых норм. Поэтому исследования АЮ в основном направлены на совершенствования правил юридической техники изложения норм права. (Джером Фрэнк)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: