Тема №7: Приватизация государственного и муниципального имущества

Естественная монополия

Государственный контроль

Ст. 27 — ст. 35 ФЗ "О защите конкуренции" посвящены государственному контролю за обеспечением конкуренции. Предусмотрено две формы контроля: получение предварительного согласия или последующее уведомление антимонопольного органа. Особо стоит выделить проверка проекта соглашения антимонопольным органом по инициативе стороны договора. При этом "мелочевка" ФАС РФ не интересует.

Предварительное согласие:

· при создании и реорганизации коммерческих организаций (ст. 27 ФЗ "О защите конкуренции");

· сделки с акциями, долями, имуществом коммерческий организаций (ст. 28 ФЗ "О защите конкуренции").

Последующее уведомление:

· некоторые формы реорганизаций коммерческих организации (слияние, присоединение, приобретение долей, акций); в службу должны обратиться руководители хозяйствующих субъектов, участвующих в данной сделке (ст. 30 ФЗ "О защите конкуренции").

В случае нарушения ФАС РФ вправе подавать иски о признании недействительными всех сделок и действий, совершенных с нарушением антимонопольного законодательства. Также возможно принудительное выделение или разделение коммерческой или некоммерческой организации на основании решения ФАС РФ в случае, если организация занимает доминирующее положение и систематически допускает нарушения антимонопольного законодательства.

Это такое состояние рынка, когда спрос эффективнее всего удовлетворяется в условиях отсутствия конкуренции. Ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет сферы естественных монополий.

Основной метод регулирования — ценовой (тарифы или предельные цены). Такое регулирование (контроль) осуществляет федеральная служба по тарифам, однако в отдельных отраслях регулирование цен может быть возложено и иные ФОИВ.

Источники правового регулирования и история развития данного института

Впервые о приватизации на уровне нормативного регулирования было заявлено в основах законодательства СССР об аренде (1989 года), где речь шла не о приватизации, а о "разгосударствлении". Разгосударствление предполагало выкуп арендованного имущества хозяйствующими субъектами.

Далее был принят закон СССР об основах разгосударствления и приватизации предприятий (1991 года), однако этот закон так и не успел поработать (СССР развалился).

Что касается серьезного концептуального регулирования приватизации в РФ, то оно началось в 1991 году. С тех пор в стране действовало три базовых закона о приватизации:

· 1991 год — Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ";

· июль 1997 года — ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ";

· 2001 год — ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

На первых двух этапах законы действовали достаточно прямолинейно без учета интересов большинства граждан РФ. Приватизация подразделяется на приватизацию имущества и особую приватизацию жилищного фонда (особый институт, особый закон; см. Жилищное право).

В систему нормативного регулирования приватизации также входят отдельные положения других нормативных актов (например, ГК РФ, ЗК РФ). Однако законы о приватизации является основными, базовыми и единственными в части установленной процедуры и порядка передачи государственного и муниципального имущества в собственность частных лиц.

Также имеется ряд подзаконных нормативных актов на уровне Правительства РФ ("бурление" этого источника закончилось). Кроме того, и практика правопримения благодаря ВАС РФ установилась достаточно прочно (пересечений с ВС РФ и не было).

Приватизацию в РФ осуществляют специальные органы, во главе которых находится Правительство РФ, которое и осуществляет единую государственную политику. На Правительство РФ возложены функции по представлению Президенту РФ перечня стратегических предприятий, которые могут быть приватизированы, перечень АО стратегического плана, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности; по представлению в ГД РФ отчет о приватизации за прошедший год; по изданию нормативных актов, регламентирующих приватизационные процессы; по контролю за приватизационным процессом.

Оперативное руководство приватизацией осуществляет государственный орган, находящийся в ведении МинЭкономРазвития — ФАУФИ (РосИмущетсво). ФАУФИ наделено полномочиями собственника (в том числе правами акционера), если соответствующее имущество и соответствующие полномочия не переданы иному ведомству.

Покупателем государственного и муниципального имущества могут быть: юридическое лицо в имуществе которого доля участия государства не превышает 30%, граждане, ИП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: