1. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники.
2. Правовое регулирование международных коммерческих воздушных сообщений.
3. Международная организация гражданской авиации.
1. Международное воздушное право: понятие, принципы, источники
Международное воздушное право – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим и статус воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов[36]. Международное воздушное право начало развиваться в ХХ веке, поскольку именно тогда получила большое развитие авиационная техника, наладилось регулярное воздушное сообщение между различными государствами.
Параллельно с эти процессом развивалась наука международного воздушного права. Существенный вклад в ее развитие внесли российские ученые В.Д. Бордунов, А.Н. Верещагин, В.С. Верещетин, Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов, А.И. Котов, Ю.Н. Малеев, А.П. Мовчан, О.И. Тиунов, а также зарубежные исследователи Р. Абейрат, Л. Найтхолт, П. Фошиль.
В международном воздушном праве сложились следующие специальные принципы.
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государств над своим национальным воздушным пространством. Это означает, что каждое государство само определяет правовой режим использования своего воздушного пространства, что выражается в его исключительном праве устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном пространстве.
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ. Данный принцип означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах международной территории и территории со смешанным режимом.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации говорит о том, что в международном воздушном праве главное – обеспечить безопасность полетов национальных летательных аппаратов.
Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. с последующими поправками. Она подтвердила принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Кроме того, Конвенция всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, в том числе детально регламентировала осуществление регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Эта же Конвенция учредила крупнейшую международную межгосударственную организацию, ставшую специализированным учреждением ООН, - Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Помимо договорных норм источником международного воздушного права является также международный обычай. Например, долгое время была обычаем практика предоставления самолетам, оказывающим помощь в исключительных ситуациях, права на несанкционированное вхождение в пределы иностранной воздушной территории.
Важное значение для реализации принципов и норм международного воздушного права имеет национальное законодательство. Примером может служить Воздушный кодекс Российской Федерации, действующий с 1997 г.