Логико-содержательный анализ текстовой информации
Необходимость анализа текста состоит в том, чтобы извлечь оттуда полезную информацию, определить истинные намерения автора.
Информация оценивается по следующим ее основным характеристикам:
- полнота – степень отражения всех вопросов, которые потребитель информации ожидает увидеть в тексте;
- надежность – степень наличия в тексте неточных, непроверенных данных;
- достоверность – степень наличия в тексте информации, заведомо несоответствующей действительности;
- логичность – четкость отражения в тексте причинно-следственных связей;
- своевременность – соответствие информации ожиданиям адресата относительно времени ее доставки.
Относительно простой метод работы с текстом – логико-содержательный анализ, при котором характеристики текста оцениваются интуитивно. В тексте могут содержаться следующие единицы информации, которые вызывают интерес исследователя:
- факты и оценки, особенно взятые в соотношении друг с другом;
- эмоциональное и рациональное начала;
- повторы, содержащие элемент внушения.
С точки зрения источниковедения выделяют внешнюю и внутреннюю критику источника.
|
|
Внешняя критика – анализ источника по формальным характеристикам, таким, как авторство, время и место создания текста, наименование документа, язык, оригинал/копия и т.п.
Внутренняя критика – анализ источника по содержательным характеристикам, важнейшей из которых является мотив создания документа.
Форма документа уже сама по себе способа порождать у исследователя гипотезы относительно особенностей его содержания. В свою очередь, по содержанию документа можно восполнить недостающую информацию относительно формальных характеристик. Так, авторство некоторого документа можно установить по стилистическим особенностям. Время создания источника зачастую угадывается по способу написания букв и т.д. Интуитивный анализ текста, хотя и часто используется на практике, имеет свои ограничения. Как правило, читатель увлекается сюжетом, содержанием и следует логике, которую задал автор, возможно, в своих манипулятивных интересах.
Термин “контент-анализ” дословно означает “анализ содержания”. Между тем, это определение недостаточно точно, поскольку содержание текста можно анализировать по-разному, в том числе интуитивно. Более правильно будет определить контент-анализ как анализ содержания текста по формальным признакам.
Мангейм и Рич дают следующее определение: контент-анализ – это «систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника».
|
|
Из данного определения вытекают три следствия:
- вычленение формальных признаков текста необходимо для последующей их математической обработки,
- анализу подлежит и форма источника (т.е. размер, время и место создания, издание, в котором опубликована информация и т.д.), и содержание;
- выражение «информационный источник» точнее, чем «текст», поскольку формальные признаки можно выделять также в аудиовизуальной информации.
Известный российский социолог А.Г. Здравомыслов назвал контент-анализ «научно обоснованным методом чтения между строк». Автор, создавая тексты, вкладывает в них целый пласт смыслов, причем не только сознательно, но и помимо своей воли. Соответственно, с помощью контент-анализа можно получить из текста больше информации, чем желал передать автор. Использование контент-анализа в социальных науках не ограничивается выводами относительно текста. Как правило, перед исследователем стоит задача выявить тенденцию, характерную для общества. Отсюда задачей контент-аналитика будет поиск в тексте скорее типичного, чем уникального. Объектом изучения могут быть стереотипы – обобщенно-отвлеченные, схематизированные взгляды на мир. Стереотипы экономят познавательные усилия человека, способствуют мышлению по шаблону. В обыденной жизни постоянно приходится принимать решения о том, каким людям и организациям верить, а каким – не верить, к чему стремиться и чего избегать. При этом обычно не проводятся сложные расчеты, а действие совершается на основе интуиции либо копирования готовых поведенческих моделей. Выявление стереотипов необходимо для того, чтобы управлять поведением больших масс людей: предотвращать стихийные разрушительные действия, подстраивать выпуск продукции под имеющийся спрос и т д. Как правило, стереотипы отражают образ мышления не простых совокупностей людей, а естественно сложившихся социальных групп (молодежь, женщины, бедные и т.д.) Стереотипы подходят для контент-анализа лучше, чем образцы научного мышления, поскольку легче формализуются. Контент-анализ чаще всего используется для следующих целей (по Б. Берелсону):
- сравнение типов коммуникации в различных странах;
- сравнение различных СМИ;
- выявление манипулятивных приемов, определение истинных намерений участников коммуникации;
- определение психологического состояния индивидов (например, аффективность);
- выявление ценностей, интересов и установок субъектов;
- выявление предметов особого внимания индивидов, групп и социальных институтов.
Основа контент-анализа – подсчет частоты встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве.