Введение. I. Общие cведения о контент-анализе текстовой информации

I. Общие cведения о контент-анализе текстовой информации

ЛЕКЦИЯ №1

ЛЕКЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Компьютерный контент-анализ текстов»

Анализ (греч. «analysis» – разложение) – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Аналитические методы широко распространены в социуме, поэтому термин «Анализ» часто воспринимается как синоним исследования вообще и особенно при решении познавательных задач. Анализа является составной частью любого научного исследования, образуя, как правило, его первую стадию, когда исследователь выявляет в описании изучаемого объекта его строение, состав, свойства, признаки и т.п. Он используется как метод получения новых результатов в процессе мыслительной деятельности человека. Мыслительный анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках. Такой анализ ориентирован на выявление структуры целого, предполагая фиксацию его частей и установление отношений между ними. В современном обществе важным средством оформления, фиксации, сохранения, передачи информации и обмена ею являются документы. рассматриваются вопросы, связанные с анализом информации (текстов, представляющих, как правило, результат осмысления и определённого оформления знаний в предметной области, их отношения к другим структурам, сферам и т.д.).

1.1. История развития контент-анализа текстовой информации

Систематический подход к изучению текстов стал использоваться достаточно давно. Самый первый в литературе опыт, напоминающий контент-анализ – это проведенный в Швеции ХVIII в. анализ сборника 90 церковных гимнов. В этом сборнике было подсчитано число упоминаний имени Христа и религиозных символов, а затем данные были сопоставлены с запрещенными текстами «моравских братьев». Хотя гимны прошли государственную цензуру и приобрели большую популярность, по итогам анализа они были признаны еретичными.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в США появились первые контент-аналитические исследования средств массовой информации. Целью исследований было продемонстрировать «пожелтение» нью-йоркской прессы (отметим имена Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, А. Тенни). Факторами повышения интереса к контент-анализу стало развитие кино и радиовещания. Особенно актуальным этот метод стал в годы Второй мировой войны. Известен эпизод, когда британские аналитики предсказали время начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» на основе анализа внутренних пропагандистских кампаний. Классикой контент-анализа стали исследования Г. Лассуэлла в 1930-40-х гг., объектом которых стала политика и пропаганда. Лассуэлл существенно усовершенствовал процедуру контент-анализа. К середине 50-х гг. контент-анализ стал научным методом. Исследователи стали обращать внимание не только на наличие категорий в тексте, но и на связи между категориями. В начале 60-х гг. французский журналист Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, предполагающую учет расположения текстового материала, оглавления, оформления и т.д. Дальнейшее развитие метод контент-анализа получил в трудах Э. Морен, которая ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (ответ на вопрос «О чем говорится?»), «смысловых групп» (совокупность единиц информации), «эмоционального тона» повествования. Начиная со второй половины ХХ в., контент-анализ широко используется в различных науках – в социологии, политологии, истории, источниковедении, культурологи, прикладной лингвистике и психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: